Старая новая «Алиса»

Лирико-фантастическая картина режиссера Александра Андрющенко отвечает моде, захватившей современный российский кинематограф, а именно — переосмысливает жемчужины советской художественной культуры. В данном случае в круг ассоциаций попадает и легендарная повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед» о школьниках, оказавшихся в будущем, и не менее легендарный пятисерийный телевизионный фильм Павла Арсенова «Гостья из будущего» 1984 года. В конце 1980-х редкий советский школьник не понимал значения выражения «Алиса, миелофон!».

При этом авторы нынешних «Ста лет тому вперед» еще до премьеры подчеркивали самоценность своего детища, в частности, продюсер Федор Бондарчук напоминал, что Андрей Золотарев (один из авторов сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте») и Ксения Мирошник написали для фильма оригинальный сценарий. Также создатели проекта озаботились дорогими спецэффектами в виде космического оружия и внеземных существ, картинной музыкой, которую сочинил Игорь Вдовин, и звездным актерским кастом. 

О новых приключениях Алисы Селезневой вместе с молодыми артистами рассказывают звезды отечественного кино — Константин Хабенский в роли харизматичного профессора Селезнева, Александр Петров в роли Весельчака У и сам Бондарчук, озвучивший робота Вертера, которого на этот раз создали при помощи компьютерной графики.

О новых приключениях Алисы Селезневой вместе с молодыми артистами рассказывают звезды отечественно кино О новых приключениях Алисы Селезневой вместе с молодыми артистами рассказывают звезды отечественного кино

Лучший совет, который можно дать фанатам советской истории, — расслабиться и смотреть новинку как самостоятельный продукт. Тогда есть шанс не только увидеть счастливое будущее, но и со стороны взглянуть на настоящее. Коля Герасимов в новом фильме — закомплексованный старшеклассник, который страдает от буллинга сверстников и безответно влюблен в школьную красавицу. От незавидной реальности подросток спасается наушниками и видеоиграми, пока в кабинете физички случайно не находит космеон, запускающий череду странствий во времени.

В новой экранизации повести школьники снимают сториз, сражаясь с космическими пиратами, родители помнят об ошибках юности и в итоге поддерживают чад, а те даже во время мировых катаклизмов не теряют бодрости духа В новой экранизации повести школьники снимают сториз, сражаясь с космическими пиратами, родители помнят об ошибках юности и в итоге поддерживают чад, а те даже во время мировых катаклизмов не теряют бодрости духа

Вечные темы и девушка с розовыми волосами

Между приключениями героев режиссеру удалось поговорить о подростковых проблемах, затронуть конфликт отцов и детей (он есть как в 2024-м, так и в 2124 году), поиронизировать над засильем гаджетов и, конечно, порассуждать о любви. Сделано это непринужденно и с занятным юмором. А вот детской наивности и назидательности первоисточника в фильме нет, и тех, кому за 30, это, возможно, огорчит. Зато есть живая интонация, понятная нынешней молодежи: именно они основная аудитория ленты.

В новой экранизации повести школьники снимают сториз, сражаясь с космическими пиратами, родители помнят об ошибках юности и в итоге поддерживают чад, а те даже во время мировых катаклизмов не теряют бодрости духа. Здесь стоит отметить работу Марка Эйдельштейна (Коля): 22-летний выпускник Школы-студии МХАТ, делающий стремительную кинокарьеру, технично перевоплощается из стеснительного тинейджера в живчика под влиянием вспыхнувших чувств к Алисе.

Олицетворением будущего служит и сама Алиса — девушка с розовыми волосами и навыками джедая Олицетворением будущего служит и сама Алиса — девушка с розовыми волосами и навыками джедая

Вечные темы разворачиваются на фоне контрастных пейзажей настоящего и будущего. Первые представлены серыми стенами школы и душными московскими пробками, вторые — зелеными полями-лесами, роботами, интергалактическими классами и парочкой летающих машин. Олицетворением будущего служит и сама Алиса — девушка с розовыми волосами и навыками джедая: с детства она бесстрашно сражается с захватчиками Вселенной, сперва виртуальными (которых поставляет ей друг Вертер), затем — реальными.

Трепетная история любви Алисы и Коли, разворачивающаяся на фоне космической войны, подана авторами чувственно и деликатно Трепетная история любви Алисы и Коли, разворачивающаяся на фоне космической войны, подана авторами чувственно и деликатно

При этом ничто «человеческое» героине из 2124-го не чуждо. Она также шкодит на уроках, без памяти влюбляется в Герасимова и страдает без матери, которая после сражения с Глотом (Юрий Борисов) была вынуждена остаться в прошлом. Здесь стоит отдать должное выпускнице ГИТИСа Дарье Верещагиной, объединившей на экране эпатажную внешность и ранимую душу Алисы. Трепетная история их любви с Колей, разворачивающаяся на фоне космической войны, подана авторами чувственно и деликатно. Она подкупает Фиму Королева (Кирилл Митрофанов), Вертера и даже школьных обидчиков героя, а неизбежное расставание влюбленных и финальная песня «Прекрасное далеко» вызывают слезы растроганной публики.

За острыми шуточками Весельчак прячет нереализованные амбиции капитана космического корабля и безответную любовь к матери Алисы, жертвуя ради нее жизнью За острыми шуточками Весельчак прячет нереализованные амбиции капитана космического корабля и безответную любовь к матери Алисы, жертвуя ради нее жизнью

Трагедия космических пиратов

Зло в картине тоже весьма обаятельно. Прежде всего это касается Весельчака У, которого звездный артист Петров наделил подлинным трагизмом. За острыми шуточками Весельчак прячет нереализованные амбиции капитана космического корабля и безответную любовь к матери Алисы, жертвуя ради нее жизнью. А выразительная мимика на грани смеха и плача делает образ пирата еще более многомерным. По контрасту Глот от Борисова предельно сдержан и последователен в своих злодейских планах. Из-за этого его портрет получился более плоским, хоть и вселяет священный ужас.

До начала проката «Сто лет тому вперед» выглядят конкурентами «Холопа 2» и «Бременских музыкантов» До начала проката «Сто лет тому вперед» выглядят конкурентами «Холопа-2» и «Бременских музыкантов»

В общем, «Сто лет тому вперед» — еще один пример массового российского кино, за которое не стыдно. Переосмыслив и раскрасив советскую историю новыми технологиями, она не лишила ее души. Остается узнать, как эти выводы отразятся на кассовых сборах, до начала проката «Сто лет тому вперед» выглядят конкурентами «Холопа-2» и «Бременских музыкантов».