В этом году, по словам Гузель Сагитовой, зрителей ожидает более народная программа: «Многие песни ближе к народу и в чем-то даже напоминают эстрадную музыку, но качественную»Фото: пресс-служба мэрии Казани

«Мы не ставим себя выше — это было бы высокомерием»

«Мы не ставим себя выше — это было бы высокомерием. Мы всего лишь хотим немного изменить татарскую эстрадную музыку», — говорила накануне на пресс-конференции Гузель Сагитова — замруководителя исполкома Казани. Конечно, речь не шла о ее нынешней работе, Сагитова общалась с прессой в качестве основателя татарского творческого объединения «Калеб».

Полгода назад солидно в «Пирамиде» «калебовцы» отметили свое 10-летие, собрав настоящих звезд современной национальной культуры. И вообще проект, который стартовал на личном энтузиазме неравнодушных людей, ратовавших за развитие татарского музыкального, изобразительного искусства, театра и т. д., в итоге превратился в целое движение, которое обратило на себя внимание государства и дало дорогу немалому числу, к примеру, композиторов и вокалистов.

«Молодая культура городских татар»: объединению «Калеб» – 10 лет

По ощущениям, после своей первой круглой даты «Калеб» немного ушел в тень. Прежде всего все дело в нынешнем статусе Сагитовой, чья деятельность в исполкоме не дает полноценно заниматься делами творческого объединения. Сама Гузель Рамзилевна в частных беседах признается, что «Калебу» сегодня нужен новый лидер, тот локомотив, которым являлась она, будучи преподавателем татарского языка в Казанской консерватории и ведущей ТНВ.

Полгода назад солидно в «Пирамиде» «калебовцы» отметили свое 10-летие, собрав настоящих звезд современной национальной культуры Полгода назад солидно в «Пирамиде» «калебовцы» отметили свое 10-летие, собрав настоящих звезд современной национальной культуры

Однако встреча с журналистами оказалась посвящена не размышлениям о будущем организации, а одному из флагманских проектов «Калеба» — «Безнең җыр». В конце мая в Татгосфилармонии им. Тукая пройдет гала-концерт второго сезона музыкальной лаборатории «Безнең җыр», организованной объединением «Калеб». Предыдущий подобный «близкий к академической музыке вечер» прошел в октябре 2020 года.

Суть подобной лаборатории в том, что команды, включающие в себя композитора, поэта и вокалиста, готовят к гала-концерту совершенно новую песню. В этом году таких команд 21 (их состав определялся жеребьевкой, которая состоялась еще в сентябре), в прошлый раз было 18. По замыслу организаторов, лаборатория и последующий концерт — источник новых композиций, осовременивающих традиционные песенные мотивы, при этом не упрощая их, а прибегая к профессиональным и даже академическим традициям татарского песенного искусства.

Среди участников: композиторы Эльмир Низамов и Миляуша Хайруллина, литераторы Йолдыз Миннуллина и Резеда Губаева, певцы Эльмира Калимуллина и Ильгиз Мухутдинов и т. д.

Эльмир Низамов Эльмир Низамов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Химия между авторами и исполнителями»

«„Безнең җыр“ отличается своей естественностью, имеется химия между авторами и исполнителями. Это выгодно отличает композиции, созданные нашими командами», — отмечает солист Татарского театра оперы и балета Артур Исламов. Прямой контакт между авторами — несомненный плюс такого проекта, уверен один из участников «Безнең җыр».

Об этом же говорит и Сагитова. Если на широкой сцене каждый «производственный процесс» авторов как-то обособлен, то «Калеб» и «Безнең җыр» — пример прямого взаимодействия.

Если на широкой сцене каждый «производственный процесс» авторов как-то обособлен, то «Калеб» и «Безнең җыр» — пример прямого взаимодействия Если на широкой сцене каждый «производственный процесс» авторов как-то обособлен, то «Калеб» и «Безнең җыр» — пример прямого взаимодействия

По ее словам, «Калеб», родившийся в недрах КГК им. Жиганова, изначально создавался как альтернатива татарской эстраде. «Хотелось привнести что-то академическое, профессиональное», — отмечает замруководителя исполкома Казани. При этом о профессионализме участников проекта говорит не только наличие корочки о музыкальном образовании, но и сложность композиции и ее исполнения. Например, артистам на живом концерте аккомпанирует оркестр театра им. Тинчурина. Правда, в текущем году, по словам Сагитовой, зрителей ожидает более народная программа: «Многие песни ближе к народу и в чем-то даже напоминают эстрадную музыку, но качественную».

Одновременно она сетует, что песни, созданные на первой лаборатории «Безнең җыр» в разгар ковида, большими хитами все же не стали. И у Сагитовой этому есть объяснение. «Творческая лаборатория создает композиции, которые впервые представляют на гала-концертах. Если публике песни нравятся, то они уходят в народ. Но с этим тоже надо работать: снимать клипы, записывать песни, крутить их по радио. Нам, к сожалению, подобного не хватило в предыдущий раз», — указывает спикер, обещая на концерте в 2024-м более качественный звук, который должен помочь композициям дойти до зрителей.

Популярность проекта и его песен пошла бы в гору, если бы на концерты, в качестве участников приглашали уже знакомых глазу артистов Популярность проекта и его песен пошла бы в гору, если бы на концерты в качестве участников приглашали уже знакомых глазу артистов

«Чтобы собирать залы, нужны другие ресурсы и задачи»

«Вдобавок хочу отметить, — дополняет слова коллеги художественный руководитель оркестра театра им. Тинчурина Ильяс Камал, — эстрада — это место, где исполняют „легкие“ композиции. Понятие о ней трансформировалось и обрело негативный подтекст. В первую очередь в памяти всплывает низкокачественная музыка. Наш труд в том, чтобы такое подправить». Композитор вспомнил, например, советскую эстраду, где и музыка, и исполнение были на высшем уровне. Именно в этом направлении ведется работа «Калеба».

За время своего существования творческое объединение смогло найти свою аудиторию «городских татар», оторванных от деревенской культуры, которая служила референсом для современной эстрады, считает замруководителя исполкома Казани. Хотя, по словам Сагитовой, в целом аудитория «Калеба» и лаборатории «Безнең җыр» никак не отличается от массовой.

Люди ходят на концерты, чтобы послушать не песни, а исполнителей, считает Исламов. «Если певец не умеет петь, он не сможет передать всего замысла, неважно, кто написал текст и музыку, — уверен оперный баритон. — Поэтому высока ответственность исполнителей».

Но есть проблема: массовый зритель зачастую не знает этих вокалистов, за редким исключением того же Исламова, Калимуллиной и еще двух-трех имен, они не отправляются на гастроли по ДК в татарстанской глубинке. Популярность проекта и его песен пошла бы в гору, если бы на концерты в качестве участников приглашали уже знакомых глазу артистов, к тому же в первой лаборатории «Безнең җыр» участвовал и Филюс Кагиров. Почему бы не прибегнуть к этому?

«Данная проблема упирается в то, что исполнители, с которыми работает „Калеб“, не занимаются собственными проектами, — рассуждает Исламов. — В „поп-шоу-бизнесе“ у каждого певца свое направление, 20-й сезон на сцене. Это их основная работа». А исполнители, сотрудничающие с «Калебом», трудятся в концертных залах, филармониях, театрах, потому их нельзя сравнивать с обычными поп-певцами. «Мы хотим донести до слушателя качественную музыку, а для того, чтобы собирать залы, нужны другие ресурсы и задачи», — подытожил исполнитель главной мужской партии в опере «Кави – Сарвар».