«Уже несколько лет успешно оказываем юридическое сопровождение российским компаниям в санкционном праве. Помогаем найти легальные пути, чтобы наши клиенты могли осуществлять свою деятельность — закупать или отправлять различные товары за границу», — говорят юристы юридической компании Yahatin Сергей Зотов и Язгуль Хаева. В интервью нашему изданию они рассказали о том, как помогают татарстанским предприятиям из разных секторов экономики обходить санкции, кому привезли из недружественной страны важный компонент для станка, и о дырах в международном праве.
В интервью нашему изданию Сергей Зотов и Язгуль Хаева рассказали, как помогают татарстанским предприятиям из разных секторов экономики обходить санкции
«Против России введено рекордное количество санкций, но грамотные юристы всегда найдут выход»
— Сергей, Язгуль, наша страна, как и бизнес в ней, уже несколько лет живет в новой реальности — под санкциями. Их число постоянно растет. И хочется понять, возможна ли точка невозврата, когда нашим предпринимателям перекроют кислород к международной деятельности.
Сергей Зотов: Против России введено рекордное количество санкций. С таким давлением Запада не сталкивалась ни одна страна в мире, включая Иран, Сирию и Ирак времен правления Саддама Хусейна. Тем не менее международное право очень многогранное. И на данный момент существуют две отличающиеся, но дополняющие друг от друга тенденции: универсализация и глобализация международного права, а также регионализация.
Яркий пример регионализации — созданный в 2015 году Евразийский экономический союз, который стал привычным для России пространством взаимодействия с иностранными компаниями. И именно участие в подобных союзах позволяет грамотным юристам находить выход из экономического глобального давления.
Иными словами, «правила игры», прописанные в Евразийском экономическом союзе, позволяют грамотным юристам находить лазейки и обходить санкции.
Язгуль Хаева: В целом сложно утверждать, что мы увидим полную дипломатическую изоляцию России и прекращение контактов с международным сообществом: в мире 193 признанные страны, у нас много сильных союзников. Среди них Китай, Индия, страны Азии, Африки, Латинской Америки, а на европейском континенте та же Сербия — все они не только продолжают вести с нами экономический диалог, но и расширяют сотрудничество.
— Но западные страны вставляют и им палки в колеса, угрожая вторичными санкциями…
С.З.: Безусловно, есть вторичные санкции, они действительно могут стать определенным барьером, но грамотные юристы всегда могут найти выход.
— Есть ли какие-то наработанные механизмы, которые вы активно применяете для обхода санкций?
Я.Х.: Механизмов множество. Для защиты интересов отечественного бизнеса часто применяются базовые решения: соглашения о защите и поощрении капиталовложений, специальные инвестиционные контракты. Эти инструменты предоставляют налоговые льготы, субсидиарные меры, стабилизационные оговорки.
С.З.: Механизмы есть как на внутреннем, так и на международном уровне. В частности, используем возможности Всемирной торговой организации (ВТО). Там существует определенный орган по разрешению споров (ОРС). К нему могут обращаться государства. Но также через подачу жалоб в государственные органы на ухудшение условий торговли и экономического взаимодействия резиденты могут добиться рассмотрения их вопроса в ОРС ВТО.
Были ситуации, когда США запрещали определенным странам поставлять продукцию на свою территорию, что приводило к дискриминации. ОРС ВТО признал такие меры недопустимыми.
Я.Х.: Сформировалась положительная для резидентов России практика суда ЕАЭС. Нашим соотечественникам становится легче решать вопросы по сбыту различных товаров, по таможенному регулированию.
С.З.: Есть еще такая интересная вещь, как арбитражная оговорка, — она позволяет перенести спор в иностранную юрисдикцию. Если права резидента нарушаются за рубежом, при определенных условиях он также вправе обращаться в иностранные суды.
— То есть нет такого однозначного влияния санкций на резидентов России?
С.З.: Полномасштабного ограничения, которое совсем бы мешало вести деятельность отечественным резидентам, нет, но в то же время есть перечни экономических запретов, которые обойти нельзя. Именно поэтому нефть, газ и другие ресурсы не могут поставляться в какие-то страны напрямую, а наши суда не могут швартоваться в определенных портах. Но, даже несмотря на такие суровые ограничения, все равно существуют различные механизмы, позволяющие продавать энергоресурсы.
За эти годы в пакете с санкциями образовались дыры, которые мы используем в пользу наших клиентов.
Язгуль Хаева: «Мы оказываем полное юридическое сопровождение: от составления экспортных контрактов на поставку товаров до выработки индивидуальной стратегии под цели и задачи клиента»
«Помогли компании из Поволжья легально привезти санкционную запчасть»
— Много ли у вашей компании реализованных кейсов по санкционному праву?
С.З.: В портфолио нашей компании порядка 10 клиентов, для которых мы реализовываем различные кейсы. Количество примеров описать сложно. Недавно помогли одной из компаний Поволжья легально привезти санкционную запчасть для крупного станка, которая запрещена к прямой поставке. Для этого требовалось не только придумать схему, но и найти подходящую транспортную компанию.
При работе с этим кейсом мы использовали механизм Евразийского экономического союза, куда входит Армения. Страна СНГ выступила в качестве транзитной площадки.
Я.Х.: Мы оказываем полное юридическое сопровождение: от составления экспортных контрактов на поставку товаров до выработки индивидуальной стратегии под цели и задачи клиента.
— Сколько времени уходит на поиск алгоритма решения?
Я.Х.: Все зависит от конкретной ситуации. В каких-то случаях решения уже проверены на практике, в каких-то их поиск может занять пару дней, а есть случаи, когда на поиск ответа могут уйти недели кропотливой работы большой команды юристов.
Над каждым запросом клиента работает большая команда юристов. Средний опыт наших сотрудников — 20 лет. Многие из них имеют опыт работы в страховых организациях, а также в сфере налогообложения.
Международное право очень тесно связано с вопросами международного налогообложения и корпоративным правом. Отсутствие должных знаний в этой области может привести к финансовым и временным потерям для клиента.
С.З.: Также важно учитывать, что российское законодательство в части санкций очень витиевато. Санкционные нормы содержатся в различных указах президента, постановлениях правительства, письмах, распоряжениях Центрального банка, минпромторга, минтранса, Росфинмониторинга. База документов огромная, и всю ее надо учитывать при разработке решения.
— Кто может обратиться к вам за помощью в санкционном праве?
С.З.: У нас нет никаких ограничений — обратиться может любая компания, ведущая международную деятельность или планирующая ее вести. Чаще всего к нам обращаются компании из таких сфер, как логистика и производство: автомобильных запчастей, химии и так далее.
Сергей Зотов: «У нас нет никаких ограничений — обратиться может любая компания, ведущая международную деятельность или планирующая ее вести»
«Клиент платит нам только за то, что возможно сделать»
— Что ждет компании, которые нарушают санкции?
— Вариантов очень много — все зависит от конкретного случая. Можно отделаться административным штрафом, а некоторые нарушения могут повлечь за собой уголовную ответственность. В любом случае прямое нарушение санкций будет дорого стоить компании-нарушителю в экономическом плане.
К сожалению, многие размышляют так: отношения с Западом испорчены до основания, поэтому за использование их интеллектуальной собственности наш отечественный и гуманный суд точно не накажет. Накажет, и даже в Татарстане есть такие прецеденты, когда был незаконно использован товарный знак американской компании.
Я.Х.: В других случаях сделки могут признать недействительными или наложить на ответчика крупный штраф: он может исчисляться миллионами рублей. Также могут принудить к двусторонней реституции — возвращению обеих сторон в первоначальное имущественное положение, которое имело место до исполнения недействительной сделки.
— Даете ли вы какую-то гарантию своим клиентам, когда предлагаете легальный способ обойти санкции?
— Можем дать гарантию 99 процентов, что предложенная нами схема сработает. Зазор хотя бы в 1 процент всегда закладываем, потому что стопроцентной гарантии в столь сложном вопросе дать не может никто.
Наша политика следующая: клиент платит только за то, что возможно сделать. Yahatin отличается тем, что каждому клиенту предлагает индивидуальный подход и комплексное решение.
— Планируете ли вы как-то расширять перечень услуг по международному праву?
— Безусловно, ведь область санкционного права растет. Постоянно пополняется нормативная база, практика, что позволит нам со временем предлагать новые пути решения различных вопросов международного права для своих клиентов, а может, и услуги.
Читайте также:
- «Медицинских ошибок стало больше»: как в компании Yahatin появились медицинские юристы
- Сергей Аликов, Yahatin: «Лучшая выездная налоговая проверка — та, что не была назначена»
- «IT-юрист должен говорить на языке айтишника»: Yahatin разрабатывает новую нишу в юриспруденции
Многоканальный телефон: 8 (800) 101-77-07
WhatsApp*: 8 (919) 660-78-18
Сайт: yahatin.ru
Адреса:
• 428000, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, 47, кабинет 23
• 420000, г. Казань, ул. Бутлерова, 21, помещение 18
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации
Yahatin — Яхатин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.