«Татарстан — безупречный пример того, как нужно хранить и развивать богатые традиции», — ставила в пример республику накануне министр культуры России Ольга Любимова, приехавшая в Казань на открытие нового здания театра им. Камала, где по случаю знаменательного события прошло заседание коллегии минкульта РТ по итогам года. О том, какие наставления раис Татарстана Рустам Минниханов дал труппе, у кого из VIP’ов закружилась голова от красот «ледяной глыбы» и как Ирада Аюпова будет бороться с литературой деструктивного содержания, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ольга Любимова накануне, открывая новое здание театра им. Камала: «Ощущение, будто находишься внутри невероятного ювелирного украшения»
«У меня закружилась голова от этой красоты»
«Ощущение, будто находишься внутри невероятного ювелирного украшения», — восхищалась министр культуры РФ Ольга Любимова накануне, открывая новое здание театра им. Камала.
С самого утра у входа в помещение выстроилась очередь из желающих детально посмотреть «ледяную глыбу» у озера Кабан изнутри. Повода была два: помимо церемонии открытия, еще и заседание коллегии минкульта РТ.
Театр на 56 тыс. кв. м встречает большим гардеробом. Далее из цокольного этажа по широком лестницам можно подняться в холл, который впечатляет своими масштабами. Даже при аншлаге во всех четырех залах (большой, восточный, универсальный и камерный) в один вечер, а это 1,5 тыс. мест, здесь вряд ли будет столпотворение. Эта огромная «гостиная» скрывает те самые залы, так что найти их без указателей и провожатого в лице сотрудников оказалось довольно трудно, поэтому зрителям первых спектаклей придется слегка поплутать, прежде чем окончательно привыкнуть к планировке.
Новый театр им. Камала
«Инфраструктура и кадры являются основой любой деятельности, и это особенно актуально для театра имени Камала. Здесь есть и мощная инфраструктура, и сильный коллектив, а также созданы все условия для комфортного культурного досуга зрителей, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов. — Здание театра, построенное с учетом современных требований, предоставляет возможности для разнообразных мероприятий и представлений. Нередко возникают сомнения относительно необходимости больших помещений, как это было, например, со зданием УГИБДД МВД по РТ на Оренбургском тракте. Сейчас там места не хватает. Так и с театром. Со временем станет очевидным, что просторные площади и развитая инфраструктура позволяют лучше обслуживать растущий поток посетителей».
Гости в оживленных беседах отмечали, что здание полностью готово к эксплуатации. Правда, двери для театральных зрителей планируют открыть лишь к концу марта. Однако в ближайшее время здесь начнут проводить мероприятия. Например, в фойе будут проходить экскурсии, выставки, а также коллаборации с различными творческими сообществами. Помимо этого, театр попробует формат медиаций — тип экскурсий, основанный на диалоге со зрителями. Впрочем, точных дат пока нет.
«Я только вошла, и у меня закружилась голова от этой красоты», — призналась «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Альфия Когогина
Особенное впечатление производит панорамный вид на озеро Кабан, который наверняка станет излюбленным местом для фотографий и прогулок в антракте. Стены тоже не остались без внимания гостей — татарские орнаменты с подсветкой будто увеличивают и без того широкое пространство. «Я только вошла, и у меня закружилась голова от этой красоты», — призналась «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Альфия Когогина. Композитор, народная артистка Татарстана Резеда Ахиярова сказала нашему корреспонденту, что здание показалось ей «царским сказочным дворцом».
И только народный артист РТ и РБ, заслуженный артист РФ Салават Фатхетдинов предложил подождать первых спектаклей: «Красиво, но надо посмотреть на содержание».
Новый театр им. Камала
По красоте не отстают и сами залы. Министр культуры РТ Ирада Аюпова в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывала, что восточный зал построен в соответствии с историческими канонами и с рассадкой, напоминающей амфитеатр. По ее словам, он станет площадкой для трансляции смыслов. Универсальный зал вполне оправдывает свое название, отличаясь многофункциональностью — там могут проходить спектакли, выставочные аудиовизуальные проекты, а также съемки фильмов, рекламы и клипов. «Именно здесь может начаться развитие национального кинематографа, так как уже установлено оборудование, позволяющее снимать любой медиаконтент», — говорила Аюпова. А в камерном зале уже в день открытия показывали постановки детской театральной студии «Апуш».
С большим залом удалось познакомиться только на заседании коллегии. Церемонии официальных подведений итогов не предусмотрены к проведению наряду с показом постановок в новом театре, однако внешне зал таким мероприятиям вполне соответствует. Он рассчитан на 751 зрительское место, ряды расположены будто на ступеньках, благодаря чему высокие зрители задним рядам не помешают. Правда, сам зал выглядит тесноватым, а когда сидишь на галерке, взгляд упирается в металлические балки ограждений, из-за чего на спектаклях придется слегка лавировать головой, чтобы увидеть актеров. Если холл сразу удивляет своей просторностью, то проходы между рядами ею похвастаться не могут.
С большим залом удалось познакомиться только на заседании коллегии
«Ресторан только осталось доделать — и все»
Официальная часть началась с исполнения «Туган тел» от финалиста шоу «Голос. Дети» Саида Галиуллина, в этот момент коллектив театра вышел, по сути, к первым зрителям. Дальше все было символично: живая легенда труппы Равиль Шарафеев передал ключ от театра сыну одного из коллег, что означало преемственность поколений. А директор театра Ильгиз Зайниев подарил строителю здания, гендиректору ООО «Евростройхолдинг+» Владимиру Казилову… рубанок. Но это был не обычный инструмент плотника, а реквизит из легендарного спектакля «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермеш»). А что еще дарить строителю?
Директор театра Ильгиз Зайниев подарил строителю здания, гендиректору ООО «Евростройхолдинг+» Владимиру Казилову… рубанок
Кульминацией торжественности стала речь народного артиста РФ, руководителя союза театральных деятелей РФ Владимира Машкова, который назвал открытие театра событием российского масштаба. Глядя на «ледяные кристаллы», оратор понял, что такая «воздушность» пространства транслирует идеологию абсолютной прозрачности и открытость миру. Он объявил, что в июне этого года церемония вручения премии «Золотой маски» впервые за свою 31-летнюю историю выйдет за пределы Москвы и приедет в Казань. «Я с восторгом и белой завистью смотрю на это уникальное пространство и понимаю, сколько же здесь будет вдохновения!» — обратился столичный гость.
Раис РТ Рустам Минниханов поблагодарил Машкова за оказанное доверие и подчеркнул, что «выбор облика этого здания был правильным решением», а за выбор места под его возведение выразил признательность мэру Казани Ильсуру Метшину.
Рустам Минниханов: «Самое главное, что у нас исторически есть творческий потенциал. Потому нет никакого сомнения, что это не только театр, но и пространство с огромными возможностями»
«Это не только для Татарстана, но и большое достижение для страны — в непростое время мы решаем и делаем большие и красивые вещи, — сообщил глава республики. — Выбор облика здания и места, думаю, был очень правильным решением. Правильное место, недалеко от [старого здания] театра, но и, самое главное, это одно из самых красивых мест нашей столицы. Самое главное, что у нас исторически есть творческий потенциал. Потому нет никакого сомнения, что это не только театр, но и пространство с огромными возможностями. Это драгоценный камень, бриллиант для нашей столицы. И конечно, мы должны воспользоваться этим, чтобы здесь был мощный центр не только для республики, но и для всей страны. Творческих успехов. Главное, мы свое дело сделали, мы готовы сюда ходить. Ресторан только осталось доделать — и все».
Ирада Аюпова: «Мы счастливый народ. У нас есть настоящие лидеры, для которых преемственность, передача культурного кода нации в числе основных приоритетов»
«Мы счастливый народ. У нас есть настоящие лидеры»
«Мы счастливый народ. У нас есть настоящие лидеры, для которых преемственность, передача культурного кода нации в числе основных приоритетов», — начала с благодарности Рустаму Нургалиевичу заседание коллегии Аюпова.
После реверансов министр перешла к отчету, и ей было чем похвастаться: Татарстан в стране на 1-м месте по количеству клубных и инклюзивных формирований, на 2-м по количеству культурно-досуговых учреждений, библиотек, а также по доле участников проекта «Пушкинская карта» (87,56%) после Санкт-Петербурга. По данным АНО «Диалог Регионы», в РТ порядка 67% жителей отмечают, что за последние пять лет культурная жизнь стала более насыщенной, охват мероприятиями нацпроекта составил 64%. Что касается финансовой стороны вопросы, то внебюджетные доходы отрасли в 2024-м выросли на 34% (2,5 млрд рублей) по сравнению с годом ранее.
По словам спикера, одно из ключевых изменений внес указ президента РФ №809 «Об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в рамках которого в культуре начала интегрироваться идеология в госзадание. Иными словами, минкульт теперь должен дать добро на контент, сверяя его в том числе на соответствие с традиционным ценностями.
«Я думаю, что не только в нашей республике у комплектаторов возникают проблемы, как отобрать качественные издания, не наткнувшись на литературу деструктивного содержания, издания с попытками фальсификации и дискредитации истории России. Нам очень важно выстроить централизованное сопровождение этой деятельности. Предлагаем рассмотреть возможность создания экспертных советов на базе крупнейших федеральных библиотек страны с последующим формированием рекомендованного списка литературы для приобретения в фонды библиотек по всей стране», — это обращение уже было адресовано Любимовой.
Теме СВО посвятили отдельный блок: в учреждениях культуры делают окопные свечи, собирают гумпомощь, коллективы выезжают с выступлениями на новые территории. Дальше — вовлекать вернувшихся бойцов в культурную жизнь. Также в планах на этот год установить памятник поэту-фронтовику Фатиху Кариму, бюст генерала армии Махмута Гареева, Героя России, участника СВО Дамира Гилемханова, мемориальную доску Герою Советского Союза, летчику-испытателю Георгию Мосолову и провести конкурс на создание типовых проектов мемориалов, посвященных участникам СВО, для их дальнейшего использования в районах РТ.
Также Аюпова попросила федерального шефа поддержать продвижение в масштабах страны круглых дат, как это было с выпуском памятной монеты Нацбанком РФ к 200-летию татарского просветителя Каюма Насыри. Так, например, в этом году 125 лет исполнилось бы композитору Салиху Сайдашеву, в 2026-м — 140 лет со дня рождения Габдуллы Тукая и 120-летие со дня рождения Мусы Джалиля.
«Культура — это мосты. Мосты между людьми, народами, странами, поколениями. Это поиск общего и начало пути к пониманию, — напомнила Аюпова. — И это тот единственный след, который останется после нас. Мы все с вами ответственны за то, какими нас будут видеть наши потомки. Впереди еще много работы. Мы воюем за нашу культуру, за право быть самими собой! И вместе мы победим!»
Ирек Файзуллин пошутил, что его микрофон не сразу включился: «У строителей всегда что-нибудь не работает»
Файзуллин: «У строителей всегда что-нибудь не работает»
Худрук Набережночелнинской татдрамы им. Гилязова Олег Кинзягулов посвятил выступление техническому оснащению театров. Он обозначил проблему импортозамещения устаревших и неактуальных приборов и предложил создать управляющую компанию для контроля за техническим оснащением культурных учреждений республики, которая не только решит текущие проблемы, но и будет работать на профилактику их возникновения. По его мнению, организация может заниматься мониторингом состояния оборудования, закупкой оригинальных комплектующих, выработкой долгосрочной стратегии модернизации техники и инженерных коммуникаций, а также созданием рекомендаций для других учреждений культуры на основе опыта использования.
Относительно технологий слово держал и глава минстроя РФ Ирек Файзуллин, однако его микрофон не сразу включился. «У строителей всегда что-нибудь не работает», — пошутил он. В выступлении федеральный министр акцентировал внимание на том, что многие технологии, представленные на новом театральном объекте, сделаны на территории России. «Эти панели не привезли из Италии, Турции, а выпущены здесь», — подчеркнул он.
«Татарстан — регион с многолетними музыкальными и театральными традициями, который подарил миру десятки известнейших авторов и талантливейших исполнителей», — хвалила регион уже министр Любимова. Осталась она довольна и новым зданием театра. По ее словам, теперь появилась возможность работать на продуманной площадке с цехами, грим-уборными, комфортными фойе и залами. На этот год поставлен план: показать 676 спектаклей и провести 820 мероприятий в других форматах.
«Татарстан — безупречный пример того, как нужно хранить и развивать богатые традиции», — подытожила глава федерального ведомства
Кроме того, спикер поблагодарила руководство региона за выполнение поставленных задач и целевых показателей на 100% по итогам 2024 года. Именно эти цифры позволяют добиваться в правительстве наиболее полного финансирования сферы культуры, добавила Ольга Борисовна. «Президент сказал, что сила России в ее многонациональности. Она же делает великой и нашу культуру. В этом отношении Татарстан — безупречный пример того, как нужно хранить и развивать богатые традиции», — подытожила глава федерального ведомства.
На этой ноте завершилось заседание коллегии, но у Любимовой далее значилось еще и заседание координационного совета при минкульте России, на которое в Казань приехали министры культуры субъектов Федерации. Помимо прочего, один из важных тезисов на собрании от главы минкульта РФ был о контенте учреждений культуры, который должен быть направлен на духовно-нравственное развитие россиян и формирование семейных ценностей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 94
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.