«БИЗНЕС Online» продолжает цикл круглых столов о развивающихся территориях Казани. Сегодня поговорим о главных воротах Казани — о проспекте Универсиады «БИЗНЕС Online» продолжает цикл круглых столов о развивающихся территориях Казани. Сегодня поговорим о главных воротах Казани — о проспекте Универсиады Фото: Сергей Елагин

О круглом столе

Продолжая цикл круглых столов о развивающихся территориях Казани, в рамках которого уже прошло обсуждение микрорайона с 300-летней историей — Адмиралтейской слободы, «БИЗНЕС Online» обратился к одному из самых знаковых градостроительных объектов последних десятилетий.

Как известно, главные ворота в Казань сегодня — это проспект Универсиады: вылетная магистраль, по которой за 8 минут можно добраться до границ города и за 25 минут доехать до аэропорта.

Развязка, построенная более 10 лет назад к Универсиаде-2013, сегодня кажется неотъемлемой частью города. Заложенная в генплане 1969 года транспортная хорда обеспечила возможность скоростного движения в данной части города. После запуска проспекта Универсиады «поехали» и все близлежащие улицы, которые задыхались от транспортных заторов и многочисленных светофоров. В первую очередь это улица Павлюхина и Оренбургский тракт.

Развязка, построенная более 10 лет назад к Универсиаде-2013, сегодня кажется неотъемлемой частью города. Транспортная хорда обеспечила возможность скоростного движения в данной части города Развязка, построенная более 10 лет назад к Универсиаде-2013, сегодня кажется неотъемлемой частью города. Транспортная хорда обеспечила возможность скоростного движения в данной части города Фото: «БИЗНЕС Online»

Но время идет. Какие вызовы и угрозы появились сегодня вдоль проспекта Универсиады с точки зрения социальной среды и инфраструктуры, транспортной доступности? Как изменят данную локацию новые девелоперские проекты? Каков ее потенциал с точки зрения турпотока и бизнеса? Обо всем этом — в первой части круглого стола.

Жить в «Заре» — это на час раньше быть дома. Премиальный жилой комплекс в сердце Казани

Реклама. Застройщик — ООО СЗ «Заря». Проектные декларации на сайте наш.дом.рф.

В дискуссии приняли участие:

  1. Олеся Балтусова — помощник раиса Республики Татарстан;
  2. Альберт Салихов — глава Вахитовского и Приволжского районов Казани;
  3. Алексей Горбунов — директор МБУ «Институт развития города»;
  4. Анна Маршева — генеральный директор СЗ «Заря»;
  5. Юлия Закирова — заведующая кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ, один из разработчиков генплана Набережных Челнов;
  6. Елена Фаттахова — коммерческий директор девелоперской компании «Авторы»;
  7. Айгуль Зиннатова — менеджер по развитию партнерского канала девелоперской компании «Камастройинвест».

Модераторами круглого стола выступили заместитель шеф-редактора «БИЗНЕС Online» Айрат Шамилов и руководитель отдела строительства и недвижимости Дмитрий Катаргин. Результаты обсуждения мы традиционно представляем в формате стенограммы.

Олеся Балтусова: «Есть два мира, два взгляда, «инь» и «янь», и они до сих пор сохраняются в нашем градсовете при главном архитекторе. Одни хотят поднимать высотные объемы, другие — сохранять и регенерировать историческую среду» Олеся Балтусова: «Есть два мира, два взгляда, «инь» и «янь», и они до сих пор сохраняются в нашем градсовете при главном архитекторе. Одни хотят поднимать высотные объемы, другие —сохранять и регенерировать историческую среду» Фото: Сергей Елагин

Многие умы ломали голову: как менялся город вдоль нынешнего «выезда престижа» на аэропорт

— Олеся Александровна, вы много лет принимаете непосредственное участие в развитии центра и исторически ценных городских пространств. Как вы видите стратегическую ценность территории?

Балтусова: Борын-борын заманда — как говорится, давным-давно… Это место можно назвать «золотым полем» Казани: Суконная и Дегтярные слободы, улица Пески — все это уходило у нас на глазах, когда началась программа «Ветхое жилье». Понятно, что люди получили благоустроенные квартиры, но при этом вместе с трущобами были утрачены и некоторые ценные объекты.

Все следующие годы среди профессионалов-градостроителей, архитекторов, планировщиков шла борьба противоположностей. Есть два мира, два взгляда, «инь» и «янь», и они до сих пор сохраняются в нашем градсовете при главном архитекторе. Одни хотят поднимать высотные объемы, другие — сохранять и регенерировать историческую среду. Камень преткновения в том, что же такое регенерация: в законе это четко не прописано, у всех свое представление.

За последние 20 лет выигрывали то одни, то другие… Над этой территорией многие умы поломали голову. Были концепции нашего коллеги из Барселоны Хосе Асебильо и концепции новых архитекторов, которые переосмысливали этот участок. Как мы видим, сейчас рядом с «Барселоной» будут строить вторую башню. На градсовете когда-то за это место рубились насмерть. Одни кричали, мол, никогда в жизни за это не подпишусь. Другие говорили, что акцентные высотки должны быть. Александр Алексеевич Дембич, кстати, всегда был за акцентные высотки.

«Дом Иосафа Удалова на Тихомирнова, 31, единственный сохраненный деревянный дом Суконной слободы»Фото: Vyacheslav Kirillin - Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Когда на кафедре градостроительства КГАСУ проводился семинар по Третьей горе (историческое название улицы Калининаприм. ред.) по заказу стройкомпании «Аркада», тоже было определено два победителя. Первая команда хотела поднимать здесь высотные акценты. Вторая придумала некий музей под открытым небом из тех домиков, которые с Третьей горы спускаются к Суконной слободе. Обе идеи были прекрасны, но одна исключала другую.

Воз и ныне там, это «золотое поле» тоже ждет решения своей судьбы. Почти 10 лет прошло с того семинара. Собственники постепенно выкупали там новые домики и ничего не проектировали.

Для меня дорогой сердцу домик — это дом Иосафа Удалова на Тихомирнова, 31, единственный сохраненный деревянный дом Суконной слободы. Кто еще там не был — приглашаю посетить. Это открытый дом, там занимается фольклором детская студия. Наверху музей, где рассказывается о самой слободе, о живших здесь людях; там работают дровяные печи, пекут пироги, пьют чай.


— Если почти 10 лет дело не сдвигается, это говорит о том, что есть страх подойти к этой территории и сделать что-то не так?

— Да, надо все взвешивать и принимать решение. Видим, скажем, не самый лучший пример на Петербургской — в районе штаб-квартиры «Метроэлектротранса» (малоэтажный квартал между улицами Суконной и Назарбаеваприм. ред.). Там попробовали применить концепцию регенерации среды, и получилось не очень: нет примыкания фасадов, какие-то странные разрывы между домами. Все это смотрится вообще не так, как было задумано. Тогда сделали выводы и процесс остановили.

«Свободна только маленькая площадка, гектар напротив Кукольного театра. Слава богу, город его удерживает, там проводятся цветочные, музыкальные фестивали»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Какие угрозы прилегающей территории города видите сейчас?

— Очень беспокоюсь за Третью гору. Все остальные территории, вся Суконная слобода, уже почти застроены. На этом «золотом поле» все собственники по-разному разыграли партии. Кто-то ушел, кто-то перепродал землю, но так или иначе стройка идет.

Свободна только маленькая площадка, гектар напротив Кукольного театра. Слава богу, город его удерживает, там проводятся цветочные, музыкальные фестивали. Это теперь такая замечательная «фестивальная поляна». Я боюсь, что ее продадут и застроят, потому что пока она официально не входит в реестр общественных пространств. Не хотелось бы, ведь она стала очень значимым местом. В данной локации все-таки не хватает воздуха.

И вот еще Третья гора, которая отовсюду бросается в глаза. Она явно недоразвита: все эти овраги, домики, заросшие деревьями. Мы уже не видим той красоты, которую лицезрели еще 15 лет назад, когда там люди жили. Людей-то там остается все меньше. Поэтому с судьбой Третьей горы вопрос очень интересный.

Альберт Салихов: «Проспект Универсиады стал рубежом, который разделил историю города на до и после. Именно с проведением Универсиады он вдохнул в Казань новую жизнь, новую энергию и новые стандарты развития» Альберт Салихов: «Проспект Универсиады стал рубежом, который разделил историю города на до и после. Именно с проведением Универсиады он вдохнул в Казань новую жизнь, новую энергию и новые стандарты развития» Фото: Сергей Елагин

«Нынешнее развитие проспекта Универсиады — это про новую историю»

— Альберт Иршатович, как глава Вахитовского района, оцените, пожалуйста, сегодняшнее состояние проспекта Универсиады и его перспективы. Есть ли сегодня общность у этой территории?

Салихов: Мало кто точно знает, что проспект Универсиады — это только участок данной трассы от Танкового кольца до улицы Вишневского. А от «Кольца» до улицы Ульянова-Ленина он носит название Щербаковский переулок, от Ульянова-Ленина до Вишневского — улица Тихомирнова, после Танкового кольца начинается Оренбургский тракт. Но в умах горожан закрепилось понимание, что проспект Универсиады — это трасса от ТЦ «Кольцо» до Танкового кольца или даже до аэропорта. Это уже говорит о том, что есть ощущение единого пространства, общности с двух сторон.

С точки зрения социальной инфраструктуры, на мой взгляд, здесь все равномерно и продумано развито. Школы, садики, общественные пространства — всего хватает. Хотя Олеся Александровна говорит, что здесь заметен только сквер перед театром «Экият», но на самом деле, если взглянуть шире, видим и парк Тысячелетия, и пешеходную улицу Петербургскую, и сад «Эрмитаж».

Я согласен, что в районе проспекта Универсиады скорее не удалось сохранить баланс истории и нового развития. По историческим объектам здесь, пожалуй, не сохранилось ничего, кроме лицея №5, старообрядческой церкви на Петербургской и театра имени Кариева. Причем лицей и театр — это XX век, поэтому историческая ценность не такая выраженная.

Мне кажется, сам проспект Универсиады стал рубежом, который разделил историю города на до и после. Именно с проведением Универсиады он вдохнул в Казань новую жизнь, новую энергию и новые стандарты развития. Символично, что и нынешнее развитие проспекта Универсиады — это про новую историю Казани.

Сегодня она пишется благодаря ярким девелоперским проектам. Это, например, «Заря», «Нити», «Авторы». Они однозначно потянут за собой инфраструктурные изменения, новый уровень и даже новый формат городской среды в данной локации.

— Нет ли рисков с точки зрения транспортной доступности?

— Если говорить о загруженности проспекта, то это действительно главные ворота нашего города. Тут и аэропорт, и Лаишевский узел, и новая трасса М12 — на нее теперь уже заезжают не через Горьковское шоссе, а именно отсюда. Через проспект ежедневно проезжают 26 тысяч автомобилей — на 7–9 тысяч больше, чем через другие выезды из города.

Вроде бы на бумаге все хорошо. Загруженность дороги — 4 тысячи машин при пропускной способности 8 тысяч, и это еще в часы пик. В среднем по суткам запас прочности будто бы есть, но мы же видим, что каждое утро и вечер проспект стоит. Пропускная способность не учитывает тех «узких горлышек», в которые утыкаются потоки.

Не стоит забывать, что Лаишевский узел — наверное, самое интенсивно развивающееся направление. Если сегодня оттуда заезжает 26 тысяч человек в сутки, то в течение 20 лет мы ожидаем шестикратное увеличение потока — до 170 тысяч. И тут не то что проспект Универсиады — даже дублер Оренбургского тракта, который сейчас планируется, нас не спасет.

— Если взглянуть на проспект шире, отойдя от центра, то остаются еще пятна, которые потенциально могут быть застроены: электродепо, та же Третья гора. Насколько эти территории перспективны, есть ли по ним какие-то обсуждения?

— Мы уже упомянули сквер напротив театра «Экият». Надо понимать, что там половина земли в муниципальной собственности, а другая половина — в частной. Пока планов застроить данную территорию нет. Стараемся эту позицию удерживать, и пока держимся.

Балтусова: На честном слове держимся!

Салихов: Да. Но если мы хотим эту территорию сохранить как общественное пространство, то важно ее соответствующе развивать. Тот же цветочный фестиваль, который мы вспоминаем, проводился последний раз лет 5–6 назад… Поэтому я убежден, что для сохранения общественной функции необходимо оставить это место как зону отдыха для горожан и туристов. Нам нужно наполнять ее событийно, развивать дальше. Мы со своей стороны обсуждаем это и с дирекцией парков и скверов, и с комитетом внешнего благоустройства. Уверен, что и девелоперы, которые реализуют проекты рядом, могут и должны подключиться. Это зона их прямого интереса — создавать насыщенную качественную среду для своих объектов.

Возвращаясь к вопросу свободных пространств — их действительно практически не осталось, кроме тех самых садовых участков. Но это уже Советский район, по генплану они относятся к зоне застройки многоквартирными домами. Однако сроки и конкретные проекты пока неизвестны — все зависит от интересов девелоперов.

Садовые товарищества, попавшие в красные линии проспекта Универсиады, постепенно себя изживают, и, я думаю, в конечном итоге мы получим озелененное пространство с удобными спусками к проспекту.

А что касается депо, я уверен, что в ближайшей перспективе нет экономического и логистического смысла его куда-то переносить. Сейчас это единственное депо в городе. Строится вторая линия, которую поначалу это же депо будет обслуживать. Другой вопрос, что сейчас его прилегающая территория, мягко говоря, не соответствует уровню благоустройства, который задан в Казани. Тем более если говорить об этой локации как о въездных воротах. Но такое технически сложное сооружение, как метро, требует и технических помещений. Наша с «Метроэлектротрансом» задача — с учетом развития проспекта Универсиады найти формат, при котором технические помещения будут достойно выглядеть, да еще и нести смысловую нагрузку. Например, музей транспорта, музей метро здесь точно был бы уместен.

«На старте проекта мы заявили, что наша одна из амбициозных целей — изменить к лучшему эту важную территорию в самом центре Казани» «На старте проекта мы заявили, что наша одна из амбициозных целей — изменить к лучшему эту важную территорию в самом центре Казани» Фото предоставлено СЗ «Заря»

«Мы обозначили амбициозную цель изменить к лучшему эту важную территорию»

— Перейдем к людям, которые верят в проспект Универсиады и развивают здесь проекты, поддерживая свои идеи крупными инвестициями. Анна Юрьевна, как в команде «Зари» подходили к участку застройки? Это ведь довольно уникальный случай: участок с историей долго был пустырем в самом центре Казани.

Маршева: Несомненно, для нас было важно, что участок располагается на той артерии, которая соединяет с центром города не только аэропорт, но и даже другие районы республики. На старте проекта мы заявили, что наша одна из амбициозных целей — изменить к лучшему эту важную территорию в самом центре Казани.

«Заря» — жилой комплекс премиум-класса в историческом центре Казани, в Щербаковском переулке. Проект объединяет 9 жилых корпусов с эффектным единым на все корпуса гранд-лобби, фитнес-зоной и детской комнатой с тьютором, а также общедоступный гастродворик. За сервис в комплексе будет отвечать одна из ведущих управляющих компаний России — Sawatzky. Дома сдаются в IV квартале 2027-го.

В этом году «Заря» завоевала четыре статуэтки на престижной девелоперской премии Urban, в том числе в номинации «Лучший региональный комплекс премиум-класса».

При этом участок достаточно непростой для освоения. Во-первых, там сложный рельеф с перепадом высот 13 метров. Мы обсуждали с архитекторами, как к этому подойти, и нам предложили идею с террасированием. Это позволит гармонично вписаться в существующий ландшафт и не создаст дополнительных визуальных объемов. Так в проекте появилось несколько ярусов застройки.

Анна Маршева: «Мы видим ценность этого места не только в центровой локации, но в богатой истории. И если раньше территория как будто казалась подзабытой, то в последние несколько лет она снова стала интересна» Анна Маршева: «Мы видим ценность этого места не только в центровой локации, но в богатой истории. И если раньше территория как будто казалась подзабытой, то в последние несколько лет она снова стала интересна» Фото: Сергей Елагин

Во-вторых, мы считаем, что в этом месте не хватает какой-то доминанты, но не в плане высоты, а в плане архитектуры. Будем честны, когда мы едем по проспекту Универсиады, глазу не за что зацепиться. Первое, за что он цепляется, — это театр кукол «Экият», а дальше вплоть до «Кольца» ничего интересного нет. И мы в том числе видели своей миссией создать здесь яркую архитектуру, которая бы соответствовала сегодняшнему уровню развития Казани. Волнообразный фасад первой линии на площади Тукая, пожалуй, как раз выполнит функцию привлечения внимания. Мне кажется, архбюро Bespoke хорошо справилось с этой амбициозной задачей.

«Это была любовь с первого взгляда»: чем «Заря» покоряет сердца покупателей

В-третьих, у «Зари» много соседей — и один из корпусов КФУ, и РКОБ, и Clover House. Из-за непростого рельефа пришлось укреплять склон. Перед началом основных работ по периметру участка были установлены 543 железобетонные сваи длиной от 12 до 17 метров каждая. Кроме того, чтобы сделать это соседство на период строительства комфортнее, мы выбрали технологию вдавливания свай, а не забивания.

Мы решили за счет своего участка благоустроить пешеходный бульвар длиной порядка 300 метров, который, как мы надеемся, сделает улицу привлекательнее для горожан и туристов.
Анна Маршева Гендиректор СЗ «Заря»
Анна Маршева гендиректор СЗ «Заря»

Казалось бы, здесь все есть: по соседству — площадь Тукая, одноименная станция метро, исторические здания, самый центр города. Иначе и не скажешь. Но из-за отсутствия благоустройства и какой-либо уютной, обжитой атмосферы никому и в голову не приходило здесь проводить время. Результаты наших исследований показали, что горожане попросту избегали этого места и зачастую обходили его стороной. Передвигаться было неудобно — все переходили на параллельные улицы и шли, скажем, по Петербургской. Поэтому для нас было важно поработать над благоустройством прилегающей территории.

«Гастродворик будет выступит в качестве естественного барьера между городом и приватной территорией комплекса: наши жилые корпуса будут удалены от дороги и защищены от шума» «Гастродворик выступит в качестве естественного барьера между городом и приватной территорией комплекса: наши жилые корпуса будут удалены от дороги и защищены от шума» Фото предоставлено СЗ «Заря»

Наш бульвар, надеемся, станет новым общественным пространством города. Тем более что первая линия «Зари» отдана под коммерческую застройку — там появится общедоступный гастродворик площадью 5 тыс. кв. метров. Несомненный плюс такого решения в том, что «Заря» будет не просто жилой застройкой, но и точкой протяжения туристов и жителей города. Кроме того, гастродворик будет выступать в качестве естественного барьера между городом и приватной территорией комплекса: наши жилые корпуса будут удалены от дороги и защищены от шума.

— Когда-то на этой территории работала известная кондитерская фабрика.

— Участок пустовал 16 лет. Именно тогда были снесены корпуса разорившейся фабрики «Заря», которая не смогла выдержать рыночную конкуренцию. Поскольку фабрика и ее продукция была любима всеми, мы решили сохранить название. А до фабрики, открывшейся в 1924 году, здесь работал спиртоочистительный завод известной династии Александровых.

Сохранить и популяризировать историческое наследие тоже одна из важных наших задач. Раньше эта территория носила название Первая гора (прежнее название — улица Ульянова-Ленинаприм. ред.). Здесь жила и работала целая плеяда ярких интеллектуалов. Это ученые, писатели, общественные и политические деятели: от Владимира Ульянова до Игоря Курчатова.

«На Первой горе, по сути, на территории нашего строящегося ЖК, еще в начале прошлого века гимназисты катались на санках. Сохранились даже снимки, запечатлевшие эти моменты» «На Первой горе, по сути, на территории нашего строящегося ЖК, еще в начале прошлого века гимназисты катались на санках. Сохранились даже снимки, запечатлевшие эти моменты» Фото предоставлено СЗ «Заря»

Почему Первая гора? Центр Казани стоит на нескольких холмах. Исторически эти улицы назывались просто — Первая, Вторая и Третья гора. И топонимы между ними был соответствующий. К примеру, Первую и Вторую гору разделяют улицы Овражная и Низенькая.

На Первой горе, по сути, на территории нашего строящегося ЖК, еще в начале прошлого века гимназисты катались на санках. Сохранились даже снимки, запечатлевшие эти моменты.

Но из-за сложного рельефа здесь мало что строилось. Исключением может быть только усадьба Чемезова на холме. Сегодня там работает кадетская школа-интернат. В прошлом дом был окружен большим садом, которым любовался весь город.

«Мы запустили масштабный просветительский проект для подростков «Историческая подзарядка» с гидом Ириной Девятаевой» «Мы запустили масштабный просветительский проект для подростков «Историческая подзарядка» с гидом Ириной Девятаевой» Фото предоставлено СЗ «Заря»

Чтобы сохранить память о богатом историческом наследии, мы запустили масштабный просветительский проект для подростков «Историческая подзарядка». Мы проводили экскурсии по Первой горе, посещали с ними местные музеи и устраивали квизы, и ребята остались в восторге. За учебный год к проекту присоединились 323 школьника. Этим летом мы сняли исторические ролики о Первой горе с гидом Ириной Девятаевой, которые, мне кажется, тоже сыграли роль в популяризации данной территории. Сейчас мы разрабатываем еще и настольную игру с историческим уклоном. То есть забота об исторической памяти территории для нас не пустые слова.

Мы видим ценность этого места не только в центровой локации, но в богатой истории. И если раньше территория как будто казалась подзабытой, то в последние несколько лет она снова стала интересна: по Первой горе ходят туристы, экскурсионные группы. Все чаще публикации и спецпроекты о локации появляются у блогеров и в городских медиа. Если мы кого-то вдохновили на изучение данной территории, значит, работа проделана не зря. Здесь стоит сказать спасибо и коллегам-девелоперам, которые тоже работают в этом направлении.

Елена Фаттахова: «Наша цель — чтобы к моменту, когда проспект Универсиады станет полноценным парадным маршрутом между центром и аэропортом, его облик формировали проекты, которые говорят о Казани как о современном, энергичном и культурно осознанном городе» Елена Фаттахова: «Наша цель — чтобы к моменту, когда проспект Универсиады станет полноценным парадным маршрутом между центром и аэропортом, его облик формировали проекты, которые говорят о Казани как о современном, энергичном и культурно осознанном городе» Фото: Сергей Елагин

«Здесь может образоваться «вторая улица Столбова»

— Передадим слово вашим коллегам, которые развивают проекты рядом. Елена, как в компании «Авторы» подходили к своему участку и проекту «Авторы на Петербургской»?

Фаттахова: Как мы сегодня услышали, по проспекту Универсиады у всех свое мнение — даже о том, где его начало и конец. Мы в компании «Авторы» видим проспект Универсиады как важную транспортную и градостроительную ось, которая связывает юго-восточный квартал, деревню Универсиады и магистраль в сторону аэропорта с центром города.

«Авторы на Петербургской» — клубный дом высокого класса на 68 квартир, строящийся на перекрестке Щербаковского переулка и улицы Айдинова. Проект уникален своей архитектурой с арочными окнами в пентхаусах, гранд-лобби с переговорной, двором-патио и селективным ароматом. Клубный дом сдается в III квартале 2026 года.

Само расположение делает коридор интересным для жилья, коммерции и гостиниц. Но, несмотря на стратегическое значение проспекта, есть и серьезные инфраструктурные ограничения. Близость к аэропорту — для нашего дома на Петербургской, конечно, плюс. Но транспортной доступности мешает отсутствие предсказуемой скорости движения, а она важна для деловых путешественников, туристов и жителей.

Подходя к концепции проекта, мы учитывали и ближайшее окружение. Здесь соглашусь с Анной, что все девелоперы, которые развивают локацию, становятся не конкурентами, а партнерами. Мы видим со стороны коллег большую работу, и здорово, что мы вместе будем формировать этот важный образ въезда в город. Именно здесь человек получает первое впечатление о Казани — современной, многослойной и культурно насыщенной.

«Проект «Авторы на Петербургской 2.0», разработанный лондонским архитектурным бюро DAER, уже успешно прошел историческую комиссию при раисе республики. Для нас это важный знак доверия и подтверждение того, что архитектурное решение соответствует уровню градостроительных амбиций Казани» «Проект «Авторы на Петербургской 2.0», разработанный лондонским архитектурным бюро DAER, уже успешно прошел историческую комиссию при раисе республики. Для нас это важный знак доверия и подтверждение того, что архитектурное решение соответствует уровню градостроительных амбиций Казани» Фото предоставлены ООО «Авторы брокеридж»

Сегодня мы уже работаем над тем, чтобы украсить данную въездную группу нашими ключевыми проектами — «Авторы на Петербургской» и его второй очередью. Проект «Авторы на Петербургской 2.0», разработанный лондонским архитектурным бюро DAER, уже успешно прошел историческую комиссию при раисе республики. Для нас это важный знак доверия и подтверждение того, что архитектурное решение соответствует уровню градостроительных амбиций Казани.

В первой очереди «Авторов на Петербургской» мы сознательно заложили диалог со старообрядческим собором — в пластике фасадов, пропорциях и в общем настроении квартала.

«Авторы на Петербургской» — квартиры высокого класса на главной пешеходной улице Казани

Реклама. ООО «Авторы брокеридж». Застройщик: ООО «СЗ „АВТОРСКИЙ ДОМ №2“». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.

В запланированной второй очереди проекта мы пошли по другому пути: создаем архитектуру, которая отражает преемственность культурного кода Татарстана. Это не буквальная стилизация, а тонкая работа с мотивами, орнаментами, силуэтами и ощущением многонациональной идентичности города.

Наша цель — чтобы к моменту, когда проспект Универсиады станет полноценным парадным маршрутом между центром и аэропортом, его облик формировали проекты, которые говорят о Казани как о современном, энергичном и культурно осознанном городе.

Если продолжать тему пешеходного и туристического трафика, то мы уже ведем работу в соответствующем направлении. И наш клиент верит в гипотезу о том, что поток в будущем перетянется на сторону трех новых проектов.

Сейчас пешеходный поток вдоль проспекта Универсиады естественным образом генерирует и метро, и центр вообще. Он сформировался по большей части в сторону «Баскет-холла». Но постепенно люди все чаще идут и в нашу сторону — в направлении улицы Петербургской, потому что появляются новые точки интереса. Поэтому с точки зрения развития коммерции потенциал у локации огромный. На мой взгляд, здесь может образоваться «вторая улица Столбова». Ведь если подумать, то Столбова не самая очевидная точка притяжения в плане локации, тут сработала прежде всего концепция новой застройки. С нашим расположением на Петербургской поток будет более органичным. Требуется только появление нового бизнеса и грамотное оформление территории.

Соответственно, бизнесу тоже интересно приходить в эту локацию, будь то в формате аренды, как в случае с «Зарей», или покупки помещения для долгосрочного развития, как в «Авторах».

Айгуль Зиннатова: «Бросается в глаза перезагрузка автомобильного трафика на проспекте Универсиады. Одно из решений, на мой взгляд, отделить зеленой полосой пешеходную часть от проезжей части. В своем проекте мы учитываем это, но необходимо продлить соответствующие решения на всем протяжении улицы» Айгуль Зиннатова: «Бросается в глаза перезагрузка автомобильного трафика на проспекте Универсиады. Одно из решений, на мой взгляд, отделить зеленой полосой пешеходную часть от проезжей части. В своем проекте мы учитываем это, но необходимо продлить соответствующие решения на всем протяжении улицы» Фото: Сергей Елагин

Все девелоперские проекты в будущем сформируют здесь единый архитектурный ансамбль

— Вопрос к компании «КамаСтройИнвест», которая развивает проект «Нити». Айгуль Фазитовна, на что обращали внимание, заходя в данную локацию?

Зиннатова: Для нас, как и для коллег, проспект Универсиады — одна из ключевых градостроительных осей Казани. Мы понимаем, что и жители, и инвесторы, и гости города — все проходят через этот коридор.

Проект объединяет современную архитектуру, продуманную инфраструктуру и особое внимание к качеству повседневной жизни.

Одним из ключевых преимуществ комплекса стали панорамные решения верхних этажей: остекление выполнено во всю ширину стены, открывая жильцам впечатляющие виды и наполняя квартиры естественным светом.

В «Нитях» предусмотрено большое количество квартир с просторными террасами. Бо́льшая часть террас ориентирована во внутренний двор, что позволяет наслаждаться тишиной и приватностью вдали от основной дороги.

Территория комплекса сформирована как серия уютных двориков, где можно проводить время с детьми, гулять или отдыхать. Особое внимание уделено озеленению — зеленые зоны предусмотрены даже в пространстве паркинга, что создает ощущение природного оазиса в городской среде.

Естественно, хочется, чтобы была возможность прогуляться по этому коридору. Сейчас пешеходная зона фрагментирована, но благодаря тому, что в локации активно строятся новые проекты, в том числе «Нити», ситуация может измениться к лучшему.

ЖК Нити на улице Калинина — квартиры с террасами и эркерными окнами, много света, простор и комфорт в центре города

Реклама. ООО «КамаСтройИнвест» (ИНН 1655119785). Застройщик: ООО Специализированный застройщик «Урбан Строй». Проектная декларация размещена на сайте наш.дом.рф. Проект финансируется Банком ДОМ.РФ.

Коллеги упомянули о неравномерном озеленении. Если ехать из окраины города, то видно, что ближе к центру зелень редеет. Поэтому мы сохраняем озеленение рядом с проектом и добавляем его сами. Все это будет благоприятно влиять на образ проспекта как въездных ворот в центр.

«В будущем квартал «Нити» и все последующие проекты девелоперов сформируют общий маршрут, единый кусочек городской ткани, где предоставится возможность прогуляться, зайти за кофе, пообедать и отдохнуть. В дальнейшем сюда наверняка начнет заходить и гостиничный бизнес» «В будущем квартал «Нити» и все последующие проекты девелоперов сформируют общий маршрут, единый кусочек городской ткани, где предоставится возможность прогуляться, зайти за кофе, пообедать и отдохнуть. В дальнейшем сюда наверняка начнет заходить и гостиничный бизнес» Фото предоставлены компанией «КамаСтройИнвест»

Кроме того, мы стремились создать здесь архитектурную изюминку. Мы много внимания уделили облику проекта и пригласили петербургского архитектора Степана Липгарта, который сохранил масштаб и характер улицы Тихомирнова, привнес характерные «складки» и золотистые линии.

Изначально мы хотели сделать проект вдоль проспекта. Но ввиду того, что дорога достаточно насыщенная, решили разделить его на секции: три из них открывается во внутреннюю часть комплекса. Благодаря такому решению нам удалось сформировать террасирование. На верхних пятых этажах террасы полностью остеклены, что опять-таки выигрышно выглядит со стороны дороги при въезде в центр. А террасы, выходящие во внутреннюю часть, обеспечивают приватность для самих жителей.

— Каковы перспективы коммерческих площадей?

— Мы планируем сделать здесь аналог улицы Столбова, поскольку кейсы очень схожи. До строительства — депрессивное окружение, место, которое хочется побыстрее пробежать или проехать. А после строительства — точка притяжения, место встречи горожан и туристов. Да, архитектура может вывести локацию на одну из лучших в городе.

Думаю, в будущем квартал «Нити» и все последующие проекты девелоперов сформируют общий маршрут, единый кусочек городской ткани, где предоставится возможность прогуляться, зайти за кофе, пообедать и отдохнуть. В дальнейшем сюда наверняка начнет заходить и гостиничный бизнес.

Что касается угроз — бросается в глаза перезагрузка автомобильного трафика на проспекте Универсиады. Одно из решений, на мой взгляд, отделить зеленой полосой пешеходную часть от проезжей части. В своем проекте мы учитываем это, но необходимо продлить соответствующие решения на всем протяжении улицы.

— С другой стороны, жители «Авторов», «Зари» и «Нитей» — это не те люди, которые жестко привязаны к началу рабочего дня в 8 часов утра. Чаще они сами регулируют свой график. И в целом, живя в центре, ты всегда рассинхронизирован с часом пик: когда люди из центра уезжают, ты приезжаешь, и наоборот.

Маршева: Или приходишь! Потому что жителю центра вообще-то необязательно пользоваться автомобилем, все уже рядом.

Юлия Закирова: «Пока, с одной стороны, мы видим разрыв городской ткани. С другой — на проспекте еще недостаточно пешего трафика. Нужно понять, на каких участках он возможен, и тогда среда будет преобразовываться соответствующим образом»  Юлия Закирова: «Пока, с одной стороны, мы видим разрыв городской ткани. С другой — на проспекте еще недостаточно пешего трафика. Нужно понять, на каких участках он возможен, и тогда среда будет преобразовываться соответствующим образом»  Фото: Сергей Елагин

«В перспективе проспект должен сшивать, а не разрывать городскую ткань»

— Юлия Александровна, к вам вопрос. Как эта территория видится со стороны градостроителей, академического сообщества, какие риски у нее есть?

Закирова: Я бы хотела начать с градостроительной теории и самого понятия «проспект». Конечно, у данного градостроительного элемента есть исторические корни. Прямые пересечения — это кардо и декуманус в городах Римской империи, которые несли в первую очередь военную и торговую функцию.

Сегодня понятие проспекта включает в себя три функции:

  • Первая — транспортная: дорога, которая связывает важнейшие узлы города. Это справедливо для проспекта Универсиады: ядро города связывается с главным логистическим хабом — аэропортом.
  • Вторая — композиционная: проспект как планировочная ось. Мы все согласились, что в случае с проспектом Универсиады это действительно интуитивно считывается, он видится единым пространственным коридором.
  • Третья — репрезентативное пространство. Исторически проспект — это некая витрина города, демонстрирующая идентичность, богатство, амбиции. Если мы вспомним, например, «город проспектов» Санкт-Петербург, то там проспекты решали задачи имперского и столичного уровня, представляя город всем приезжающим.

В XX веке произошла эволюция — появились автомобили. Проспекты как явление потеряли пешеходный масштаб. На том же проспекте Универсиады мы сегодня не видим людей. А когда-то городской проспект был витриной, там ходили люди, фасады соревновались своей красотой. Но, кстати, слушая коллег, я вижу развитие в эту сторону и на проспекте Универсиады. Появление новых интересных объектов, дополняющих друг друга, начинается из центра: какие-то выходят непосредственно на проспект, другие формируют среду на некотором удалении.

Первокурсники КГАСУ: «Мы — будущее Татарстана и России!»

Реклама. 18+ ФГБОУ «Казанский государственный архитектурно-строительный университет». erid: 2SDnjdWyuao

Также, говоря о проспекте Универсиады, важно понимать, что данный коммуникационный коридор складывается из элементов улично-дорожной сети разной категории. На участке до пересечения с Аметьевской магистралью это магистраль непрерывного движения, а далее, до «Кольца», — магистраль регулируемого движения. Соответственно, примыкающий фронт застройки и среда на этих участках должны быть разными, но сейчас они воспринимаются и функционируют одинаково.

Магистраль непрерывного движения соединяет удаленные районы, но при этом разрывает ткань города и нарушает связанность вблизи себя, создавая барьер для пешеходов и изолируя прилегающие территории. А городская улица с регулируемым движением, наоборот, должна «сшивать» городскую среду, поскольку именно на нее ориентируются разнообразные функции: коммерческие, туристические, социальные. Она насыщена маршрутами общественного транспорта.
Юлия Закирова Завкафедрой «Градостроительство и планировка сельских населенных мест» КГАСУ
Юлия Закирова завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ

Поэтому важно определить роль данного коридора. Мы можем посмотреть у других городов, например, на генплан Нижнего Новгорода, как у них дороги непрерывного движения стыкуются с городскими магистралями регулируемого движения. Там даже другие регламенты накладываются на эти зоны. Согласно правилам землепользования и застройки, кстати, вдоль проспекта Универсиады наложены подзоны повышенной интенсивности использования и подзоны градостроительно значимых территорий. То есть в перспективе проспект должен именно сшивать городскую ткань.

Но пока, с одной стороны, мы видим разрыв городской ткани. С другой — на проспекте еще недостаточно пешего трафика. Нужно понять, на каких участках он возможен, и тогда среда будет преобразовываться соответствующим образом.

Алексей Горбунов: «Мы должны быть готовы к тому, что Казань уже в обозримом будущем будет обладать полуторамиллионным населением, и даже это не предел. Поэтому необходимо прогнозировать, планировать развитие на десятилетия вперед, а далее — мониторить и регулировать это развитие» Алексей Горбунов: «Мы должны быть готовы к тому, что Казань уже в обозримом будущем будет обладать полуторамиллионным населением, и даже это не предел. Поэтому необходимо прогнозировать, планировать развитие на десятилетия вперед, а далее — мониторить и регулировать это развитие» Фото: Сергей Елагин

«Город — как ребенок: он вырастает из той одежды, в которой ходил раньше»

— Алексей Павлович, к вам вопрос как к хранителю генплана: насколько сейчас развитие магистрали соответствует этому документу? Есть ли моменты, которые предусмотрены генпланом, но к которым мы еще не подошли на сегодня?

Горбунов: Для нас, как для Института развития Казани, генеральный план действительно является основополагающим стратегическим документом, который определяет вектор развития города на перспективу. Им мы руководствуемся, по нему сверяем часы: в правильном ли направлении мы движемся или в неправильном. А если в неправильном, то анализируем, почему так выходит.

Если мы посмотрим на генплан Казани 1969 года, то увидим, что еще советские градостроители понимали необходимость транспортной хорды, которая выводила бы транспортный поток из центра города на периферию. Генпланом 2007 года необходимость данной транспортной связи была подтверждена. При этом, что характерно, в отношении прилегающих к проспекту Универсиады территорий уже этим генпланом было предложено активное освоение — и жилая, и общественно-деловая застройка. Жизнь показала, что все, за исключением некоторых корректировок, развивается именно в том направлении, которое спланировали и спрогнозировали градостроители. Преемственность к этим решениям мы видим и в сегодняшнем генплане, который был утвержден в 2020 году.

Именно поэтому когда мы в Институте развития Казани говорим о проспекте Универсиады, то подразумеваем не конкретный фрагмент улицы, который носит такое название, а всю транспортную связь «центр – периферия».

Олеся Александровна очень точно подсветила болезненные точки развития данной территории. В истории Казани был период, когда жилая функция почти полностью была вымыта из центра, что закономерно привело к его заметному упадку, «обветшанию», снижению качества среды в принципе.

Сегодняшний тренд на возвращение жилья в центр можно только приветствовать — это хороший индикатор уровня развития экономики. Но крайне важно помнить о балансе всех аспектов градостроительного развития и принцип недопущения развития одного аспекта в ущерб другому.
Алексей Горбунов Директор Института развития города Казани
Алексей Горбунов директор Института развития города Казани

Вообще говоря, именно генеральный план и есть тот основной документ, который этот баланс просчитывает, а реализация мероприятий строго по генплану данный баланс обеспечивает. И один из ключевых аспектов, который должен быть сбалансирован, — это соотношение жилой застройки и мест приложения труда, рабочих мест, их распределение по городу и обеспечение взаимной транспортной доступности. Иными словами, из возвращения жилья в центр не следует вынос оттуда рабочих мест.

— Центры городов ведь во всем мире почти лишены рабочих мест, кроме сферы услуг?

— В разных городах по всему миру ситуации различаются, соотношение различных функций. В том числе распределение различных видов рабочих мест в центральных ядрах городов — предмет отдельного полноценного исследования. Но уже сегодня можно выделить общие принципы, на которые опираются в своем развитии все города мира, и российские города в том числе, и ведущий принцип — это полицентричность, то есть выявление и культивация предпосылок развития территорий, которые смогут в какой-то степени являться альтернативами центру города — предоставлять как рабочие места, так и объекты обслуживания. При этом данные территории могут располагаться в срединной части города и даже на периферии. Формирование новых концентраций «центральных» функций вне фактического центра города — залог того самого сбалансированного развития.

Историческое, эволюционное развитие больших и крупных городов в этом смысле предоставляют нам множество «подсказок», ведь мы смотрим, что где удалось, что не удалось, и пытаемся позитивный опыт изучать, переосмыслять для нашего казанского контекста и транслировать далее в составе наших казанских проектов.

«На сегодня есть факт: проспект Универсиады сложился, но, к сожалению, не как городская улица, но как скоростная техногенная транспортная связь, которая разрезала фрагмент города, а сейчас еще и стремится обрасти шумозащитными экранами»Фото: MarSaf, собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Если возвращаться к функциональной роли проспекта Универсиады, то Юлия Александровна точно отметила, что в нем соединяются «инь» и «янь». С одной стороны — это важная транспортная связь, которая выполняет функцию соединения, обеспечивает вектор «центр – периферия». Но с другой — проспект также разделяет саму городскую ткань, которая «расходится», как ломтики пиццы. Связность между ярко выраженными верхней и нижней террасами, между которыми проходит проспект со значительным по своим объемам транспортным трафиком, крайне сложно организовать именно по причине «террасности», то есть рельефа.

Возвращаясь к разговору о необходимости поиска баланса — важно понимать, что в городе всегда есть противоречия и они неотделимы от самой природы города. Развитие и уплотнение центра неизбежно ведет к издержкам — увеличению пешеходного и автомобильного траффика. Но это цена жизни в центре. С другой стороны, препятствовать этому — значит идти против естественных, эволюционных городских процессов.

То же касается и проспекта Универсиады. На сегодня есть факт: проспект Универсиады сложился, но, к сожалению, не как городская улица, но как скоростная техногенная транспортная связь, которая разрезала фрагмент города, а сейчас еще и стремится обрасти шумозащитными экранами.

Найти здесь баланс — очень серьезная задача, и мы над ней думаем.

— С другой стороны, шумозащитный экран как бы маскирует ту депрессивную часть, которая вдоль проспекта находится…

— Она депрессивная пока — и, может быть, мы ей позволяем такой оставаться, потому что она скрыта от наших глаз? Можно и до самого «Кольца» дойти с шумозащитным экраном. И тогда все репрезентативные функции, которые градостроители закладывали в этот проспект изначально, будут утеряны.

— Но там же есть естественные преграды в виде рельефа, там прекрасный зеленый холм. Что там, кстати, предполагается?

— Генпланом Казани не предусмотрено никаких серьезных изменений на данной территории: преимущественно сохраняется индивидуальная жилая застройка. Но надо понимать, что индивидуальные дома тоже бывают разные. Если, например, они не огорожены забором, а, наоборот, повернуты «лицом» к городу, к публичному пространству, то и у хозяина такого дома появляется желание облагородить свою территорию.

— Вместо шумозащитных экранов можно ведь использовать и зеленые насаждения.

— Совершенно верно. Именно зеленые насаждения и должны использоваться вместо экранов, особенно в центре города. К тому же они, будучи грамотно реализованными, позволяют сохранять репрезентативные функции тех или иных территорий, о чем мы говорили ранее.

Подводя некоторые итоги, скажу, что, если мы прокладываем магистральные дороги в сложившейся городской среде, мы должны четко понимать и те проблемы, которые неизбежно последуют за ними. Сейчас уже достаточно очевидно, принимая во внимание уровень автомобилизации и зоны роста города и пригорода, что проспект Универсиады уже в ближайшем времени перестанет функционировать как скоростная связь «центр – периферия», попросту говоря, встанет в пробках. И тут снова хотелось бы вернуться к одному из первых тезисов о том, что мы в Институте развития Казани смотрим на градостроительную ситуацию в комплексе, «объемно», и смотрим на ту роль, которую проспект Универсиады играет сегодня, а какую должен выполнять завтра.

Сегодня ведутся активные дискуссии по вопросу трассировки дублера Оренбургского тракта. Сложилось два альтернативных подхода. Один из вариантов, который предлагает Институт пространственного планирования РТ, — это прямая вылетная магистральная связь, которая идет по «живому»: и по лесу, и по экологически ценным территориям Подувалья, и по сложившейся городской ткани. И в конечном итоге преследует только одну цель — как можно быстрее привезти всех в центр. Внимание, вопрос знатокам: к чему это приведет? В то же время вариант города, который мы в Институте развития Казани подготовили совместно с управлением архитектуры и градостроительства, является в первую очередь «собирающей связью», которая призвана вывезти трафик не в центр города, а распределить его по связям срединного пояса Казани, в том числе вывести часть трафика в направлении Вознесенского тракта. При этом, что важно, наш вариант затрагивает на порядок меньшую площадь лесов, поскольку идет, насколько это возможно, максимально в границах уже сложившегося техногенного коридора железной дороги.

Как уже коллеги сказали, на каком-то этапе, на каком-то своем участке магистраль должна превращаться в городскую дорогу классом ниже. И генеральным планом такая дифференциация также предусмотрена: после развязки с улицей Вишневского данная транспортная связь превращается в городскую дорогу II класса, регулируемую, то есть со светофорами; это совсем не скоростная магистраль.

Возьмем, например, Барселону, где магистрали работают по принципу дроссельной задвижки: светофорные барьеры пропускают центростремительный поток порционно. Сегодня и Казань активно развивает и внедряет высокотехнологичные системы регулирования дорожного движения. Это и есть одно из решений.

Привычка доезжать от аэропорта до центра на автомобиле за 10−20 минут — однозначно прекрасная и очень комфортная. Но город сегодня — как ребенок, который вырастает из старой одежды. Мы должны быть готовы к тому, что Казань уже в обозримой перспективе будет обладать полуторамиллионным населением, и даже это не предел. Поэтому необходимо прогнозировать, планировать развитие на десятилетия вперед, а далее — мониторить и регулировать это развитие.

Продолжение следует.