Имам-хатыб казанской мечети «Гаиля» Рустам Хайруллин: «Когда ставите перед собой новую задачу, обращайтесь к Аллаху за помощью: если в деле есть благо — Он поможет, а если нет — отвратит нас от неправильного пути» Имам-хатыб казанской мечети «Гаиля» Рустам Хайруллин: «Когда ставите перед собой новую задачу, обращайтесь к Аллаху за помощью: если в деле есть благо — Он поможет, а если нет — отвратит нас от неправильного пути» Фото: Андрей Титов

«Мы еще учимся, набиваем шишки, но хотим служить людям, хотим быть полезными»

— Рустам хазрат, расскажите, как для вас прошел 2025 год. К чему вы готовились в начале года и оправдались ли надежды?

— Мы, как и любая мечеть, в конце года начинаем планировать деятельность на весь предстоящий год. Для этого мы проводим анкетирование среди прихожан, в котором задаем вопрос: «Если бы я был имамом мечети, что бы я еще сделал?» Таким образом мы узнаем потребности нашей махалли (прихода) и понимаем, чего нам еще не хватает. Так мы построили детскую площадку, потому что мамы просили. В 2023 году медресе открыли, родник появился. Но на этом мы не остановились и постарались идти навстречу чаяниям людей. Например, в открывшемся в 2024 году медресе число учащихся увеличили с 600 до 700 человек по просьбам прихожан.

«Мы построили детскую площадку, потому что мамы просили» «Мы построили детскую площадку, потому что мамы просили» Фото: Андрей Титов

— А что удалось осуществить, построить, что называется, с нуля?

— У нас была давняя мечта построить нечто вроде летней кухни на территории мечети — места, где можно готовить пищу для большого количества людей. Сегодня наши повара еженедельно угощают горячей едой верующих, пришедших на пятничный джума-намаз. В священный месяц Рамадан мечеть ежедневно устраивает ифтары для всех желающих, а на Курбан-байрам, Ураза-байрам и другие праздники мы также собираем людей на общую трапезу. Мы рады, что этот план удалось реализовать.

Однако некоторые задумки, к сожалению, пока не получилось осуществить. Например, мы планировали соединить мечеть и медресе, чтобы увеличить молитвенный зал и количество учебных классов. Хочу отметить, что мы не отказываемся от этих планов, а лишь откладываем их до лучших времен. В прошлом году я также говорил о большой потребности в помещении для омовения усопших (мәетханә). Такая необходимость действительно существует, люди часто об этом спрашивают, однако реализовать проект пока не удалось. Зато запустили спортивный зал. Здесь и дети, и взрослые могут заботиться о своем здоровье и заниматься с профессиональными тренерами. Тренировки проходят с соблюдением норм шариата: мужчины и женщины занимаются отдельно с тренерами своего пола. Конечно, это пока первые шаги — мы еще учимся, набиваем шишки, но хотим служить людям, хотим быть полезными.

Любая сложность, с которой сталкивается наша мечеть, по сути, такая же, аналогична трудностям любого юридического лица: повышение коммунальных платежей, расходы на различные нужды и прочие вопросы. Однако мы благодарны городу и республике, потому что они всегда идут нам навстречу.

«В открывшемся в 2024 году медресе число учащихся увеличили с 600 до 700 человек по просьбам прихожан» «В открывшемся в 2024 году медресе число учащихся увеличили с 600 до 700 человек по просьбам прихожан» Фото: Андрей Титов

— Сейчас, в самое холодное время года, примерно сколько уходит на поддержание мечети?

— Мы большая мечеть. Площадь составляет 1,27 тысячи квадратных метров, плюс здание медресе и трапезной. В общей сложности это около 5 тысяч «квадратов». Соответственно, и коммунальные расходы у нас значительные. Если говорить только о воде, то ежемесячно мы платим порядка 18–20 тысяч рублей за холодную воду.

Что касается электроэнергии, то еще до повышения тарифов мы платили около 90 тысяч рублей в месяц. Нам необходимо освещать многочисленные помещения, учебные классы и саму мечеть, особенно в зимний период, когда рано темнеет. Вы правильно отметили, что сейчас наступает самое холодное время года, а значит, значительно возрастают расходы на отопление. На газ мы тратим порядка 250 тысяч рублей в месяц. В итоге, если суммировать расходы на газ, электричество и воду, ежемесячные коммунальные платежи составляют около 350-400 тысяч рублей.

«Мы большая мечеть. Площадь составляет 1,27 тысячи квадратных метров, плюс здание медресе и трапезной. В общей сложности это около 5 тысяч «квадратов» «Мы большая мечеть. Площадь составляет 1,27 тысячи квадратных метров, плюс здание медресе и трапезной. В общей сложности это около 5 тысяч «квадратов» Фото: Андрей Титов

«Благодаря неравнодушным прихожанам удалось оплатить труд учителей, а это особые кадры»

— Как пополняется бюджет махалли?

— Мечеть — это хозяйственно-расчетная организация, и мы не получаем материальной поддержки из бюджета. Вся ее деятельность полностью финансируется за счет пожертвований. Мы очень благодарны каждому, кто жертвует и помогает.

Как я уже упоминал в начале нашей беседы, во время анкетирования мы спрашивали прихожан, каким образом можно привлечь больше средств. Нам посоветовали разместить на сайте мечети «Гаиля» реквизиты и сделать возможность пожертвований через QR-код. Эти средства идут на то, чтобы в мечети было тепло, чисто и уютно.

Также из планов на год мы благодаря помощи неравнодушных людей в прошлом году смогли начать выплачивать зарплату преподавателям нашего медресе — я считаю это большим достижением!

«Благодаря неравнодушным прихожанам удалось оплатить труд учителей, а это особые кадры, потому что у нас получают знания по основам ислама разные возрастные категории»Фото предоставлено мечетью «Гаиля»

— Ваши преподаватели работали бесплатно?

— Это делается абсолютно бесплатно, ради довольства Всевышнего Аллаха. В тот момент у нас было более 600 учеников и свыше 40 учителей. Наверное, для светского человека трудно представить, что преподаватели могут работать без зарплаты, а мы даже не могли компенсировать их проезд на общественном транспорте или другие расходы.

Хвала Аллаху, сейчас эта проблема решена, и мы очень благодарны всем, кто участвует в этом проекте. Кстати, кто хочет участвовать в поддержке наших учителей, может перейти по ссылке для пожертвования. Благодаря неравнодушным прихожанам удалось оплатить труд учителей, а это особые кадры, потому что у нас получают знания по основам ислама разные возрастные категории. Например, одной ученице исполнилось 90 лет, а другая младше трех лет. Понимаете, какая у людей тяга к знаниям! Желающих учиться с каждым годом становится все больше, однако, к сожалению, места в медресе ограничены, и мы не можем принять всех. Поэтому они сдают вступительные экзамены, проходят отбор. Проблема могла бы решиться строительством перехода между учебным корпусом и мечетью. Еще раз повторю: все наши проекты реализуются благодаря тем, кто вносит пожертвования. И неважно, это один рубль, десять или тысяча.

В исламе существует понятие «садака джария» — «непрерывной милостыня». Тот, кто ее дает, получает награду за благодеяние до тех пор, пока результат милостыни приносит пользу людям. Эта награда продолжается даже после смерти жертвователя. Об этом говорил Пророк Мухаммад в хадисе: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех — непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие, и праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него».

«Мы просим у Всевышнего Аллаха Его благодати, чтобы Он простил наши прегрешения, совершенные в прошлом году, и оберег от новых ошибок» «Мы просим у Всевышнего Аллаха Его благодати, чтобы Он простил наши прегрешения, совершенные в прошлом году, и оберег от новых ошибок» Фото: Андрей Титов

«Мы собираем теплые вещи для наших солдат на передовой, чтобы они могли защищать Родину»

— Конечно, например, сейчас у нас идет акция «Гаилә җылысы» («Тепло семьи»), которая продлится до 15 января. Мы собираем носки и теплые вещи для наших солдат на передовой, чтобы они могли защищать Родину в тепле. Это наш девиз — быть полезной мечетью, причем приносить пользу не только нашей махалле, но и городу, республике, стране.

Один из важных проектов — центр создания и сохранения семьи. Сейчас молодежь, к сожалению, не очень спешит создавать семью. Если ваши дети еще не женаты или не замужем, вы можете обратиться к нам, и наши специалисты помогут подобрать пару, чтобы они прожили долгую и счастливую жизнь. Название нашей мечети переводится как «семья», поэтому мы делаем все для ее укрепления.

Не секрет, что не всегда удается сохранить семью. В случае недопонимания между супругами можно обратиться к нам — у нас есть даже бесплатный телефон доверия: 8 800 222 0562. Мы очень радуемся, когда у пар рождаются дети и они приходят к нам на обряд имянаречения. У нас есть банкетные залы, в некоторые из которых помещаются до 100 человек, — там можно проводить никахи, годовщины, поминки. В «Гаиле» проходят все три важнейших этапа жизни человека — рождение, бракосочетание и смерть.

«Мы собираем носки и теплые вещи для наших солдат на передовой, чтобы они могли защищать Родину в тепле. Это наш девиз — быть полезной мечетью, причем приносить пользу не только нашей махалле, но и городу, республике, стране»Фото предоставлено мечетью «Гаиля»

— Кстати, банкетный зал, введенный в эксплуатацию около 5 лет назад, можно рассматривать и как бизнес-проект. Средства, полученные от проведения мероприятий, идут на поддержку мечети. Насколько прибыльно это направление?

— Знаете, у нас, имамов, менталитет чуть-чуть другой. Мы монетизируем по-другому. Эти сооружения — банкетные и спортивные залы — созданы для того, чтобы средства, полученные от мероприятий, покрывали расходы на электричество, газ и воду. Образно говоря, все, что мы делаем, реализуем не только в денежном выражении, но и через вовлечение прихожан, проведение занятий, чтобы люди могли приходить в теплую мечеть, молиться и учиться. Пока не можем полностью покрывать все расходы этими проектами, но к этому стремимся.

— Наступил новый год. Какие у вас пожелания для читателей нашей газеты?

— Мы просим у Всевышнего Аллаха Его благодати, чтобы Он простил наши прегрешения, совершенные в прошлом году, и оберег от новых ошибок. Когда ставите перед собой новую задачу, обращайтесь к Аллаху за помощью: если в деле есть благо — Он поможет, а если нет — отвратит нас от неправильного пути.