Станислав Зарубин: «Поначалу, признаюсь, пришлось преодолеть страх взаимодействия с покойными. Это та стадия, через которую проходят все в нашем деле» Станислав Зарубин: «Поначалу, признаюсь, пришлось преодолеть страх взаимодействия с покойными. Это та стадия, через которую проходят все в нашем деле»

«До организации своего предприятия я лично провел более 1,1 тысячи похорон»

— Станислав Александрович, вам вот-вот исполняется 33 года — всегда интересно, как человек развивает свое направление в бизнесе. Как получилось, что вы выбрали ритуальную сферу?

— Дело было в 2009 году. Как и многим, учиться не очень хотелось, поэтому я начал искать работу — человек всегда к чему-то должен идти, стремиться. Получил предложение пойти работать на Арское кладбище в МУП «Ритуал» разнорабочим. Тогда я ничего не мог предложить, кроме собственной преданности и ответственности делу, — и в поисках себя решил попробовать. Занимался всем: копал могилы, убирал, помогал в захоронениях — делать приходилось все. 

Поначалу, признаюсь, пришлось преодолеть страх взаимодействия с покойными. Это та стадия, через которую проходят все в нашем деле.


— Вам тогда было 19 лет — как переступили через этот, в общем-то, естественный для человека страх перед покойным? 

— Страх был основан на детских переживаниях. Чего-то боялся, а потом попробовал и научился — страх прошел. К этому же можно подойти с философской точки зрения: все мы пришли в этот мир, чтобы умереть? А когда психологический барьер преодолен, пришло осознание, что выбранная сфера мне по духу. 

Уход человека из жизни часто событие внезапное. Родственники просто не знают, как быть, поэтому работа в похоронной службе сродни работе в МЧС. Все происходит незапланированно, экстренно, включаться необходимо сразу, действовать быстро и четко, оказывая помощь людям. 
Станислав Зарубин генеральный директор Ритуал PRO
Станислав Зарубин генеральный директор «Ритуал PRO»

— Что было дальше? Вот вы начали с позиции разнорабочего… а потом? Есть какие-то личные моменты в похоронном деле, как бы это сказать — достижения? 

— Разнорабочим я отработал три месяца. У меня даже был свой персональный рекорд: вырыл могилу в полный профиль за 40 минут. Вообще, можно вырыть и две, и три могилы в день — это все зависит от состояния грунта, камней, корней… Потом перешел на должность агента похоронной службы. Через год был назначен на должность специалиста по сбыту, то есть менеджер предприятия: занимался договорной работой, проводил крупные траурные мероприятия у высокопоставленных людей.

До организации своего предприятия я лично провел примерно 1,1 тысячи похорон. При этом я не оставлял изучение похоронной сферы. Например, организация отправила меня на недельное обучение в Москву.

— А есть профессиональные курсы по организации похоронного дела?

— Да, есть, но благонадежных обучающих программ всего три — в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге. Мне повезло учиться в Москве. В последующем же я самостоятельно изучал необходимые для организации своего дела вопросы.

«В «Ритуал PRO» мы вкладываем наш профессионализм, обеспечиваем полный цикл похоронного процесса. Человек переживает сложный момент — и наши сотрудники не оставят его с проблемой один на один» «В «Ритуал PRO» мы вкладываем наш профессионализм, обеспечиваем полный цикл похоронного процесса. Человек переживает сложный момент — и наши сотрудники не оставят его с проблемой один на один»

О «гиперамбициозном» выходе на рынок, развитии компании и непрозрачном рынке

— Как пришли к мысли о том, что пора создавать что-то свое?

— Есть еще один этап моей карьеры — назначение на должность первого заместителя МУП «Ритуал» по развитию коммерческого направления и производства в 2015 году. Так я проработал до 2018-го. Потом произошла смена состава организации, наши ценности пошли вразрез, поэтому я решил, что создам свое предприятие.

— По какому пути развивалась ваши организация? Каким был ваш первоначальный капитал?

— Первоначальный капитал был минимальным. Я вложил около миллиона рублей. Выход на рынок был, так скажем, гиперамбициозным. Сначала открылся маленький магазин на 25 «квадратов», где мы своими руками делали ремонт. Вначале я совмещал в себе несколько должностей: был и предпринимателем, и продавцом в магазине, и агентом похоронной службы. Далее уже работали упорный труд и время — где-то успех, где-то неудачи, где-то поддержка близких людей.

«Только жесткие меры смогут вытащить ритуальный бизнес Казани из 90-х»

— Почему назвали компанию «Ритуал PRO»? Что вкладываете в слово PRO?

— История получилась интересная. Организуя компанию, я поставил себе высокую планку — похоронное дело должно быть не хуже, чем в Европе, этот опыт изучал самостоятельно. Изначально компания называлась «Ритуал №1». Я посчитал, что, имея опыт и такой подход к работе, могу себе позволить назвать компанию громко и звучно. Но в дальнейшем мы столкнулись с проблемами законодательства по рекламе. Такое название необходимо было обосновать и доказать его объективность.

Говорят, нужно проработать 10 тысяч часов, чтобы стать профессионалом, а на тот момент моя цифра была гораздо больше. Так пришло решение о переименовании. В «Ритуал PRO» мы вкладываем наш профессионализм, обеспечиваем полный цикл похоронного процесса. Человек переживает сложный момент — и наши сотрудники не оставят его с проблемой один на один, мы сопровождаем заказчика на всех этапах, не навязывая ничего лишнего. В режиме 24/7, лично или по телефону, помочь клиенту всегда, везде, во всем, что связано с проводами его близкого в последний путь на достойном уровне, — это «Ритуал PRO».

«Мы создали предприятие полного цикла — подобных в республике в ритуальной сфере я еще не встречал» «Мы создали предприятие полного цикла — подобных в республике в ритуальной сфере я еще не встречал»

— У вас есть круглосуточная ритуальная служба, собственное производство — компания по желанию клиента берет на себя все заботы. И это, наверное, самое правильное — будучи в состоянии утраты, тяжело самостоятельно думать о чем-то еще. Но ведь приходится — а тут можно переложить все на ваши плечи… Как пришли к такой концепции?

— В планах на пятилетку у меня изначально была заложена организация предприятия полного цикла. Оно включает в себя выезд к заказчику, организацию похоронной процессии, сопровождение поминальных обедов, благоустройство мест захоронения, производство памятников, оград и так далее. Может быть, и нет в наше время острой необходимости заниматься всем самому, но при аутсорсинге теряется контроль качества. Работать с другими производителями некомфортно, потому что у большинства участников похоронного рынка стоит вопрос не качества, а как удешевить продукцию. Поэтому мы создали предприятие полного цикла — подобных в республике в ритуальной сфере я еще не встречал.

— Скольким людям вы оказали услугу за четыре года работы?

— В среднем мы проводим тысячу захоронений в год. Поэтому можно с уверенностью сказать, что за четыре года работы — 4 тысячи клиентов.

Совесть — это, наверное, самое главное в ритуале. Хотелось бы, чтобы ритуальная сфера была честнее. Конечно, большую роль играет ментальность людей. То, как мы относимся к родственникам, к самому усопшему, — это важная часть культуры общества.
Станислав Зарубин генеральный директор Ритуал PRO
Станислав Зарубин генеральный директор «Ритуал PRO»

 Есть ли конкуренция на рынке похоронных услуг?

— Наша сфера недостаточно развита, находится где-то в конце XX века. Конкуренция есть, но чаще всего нечестная. К сожалению, к этому причастны сотрудники специализированных служб. «Слить» информацию могут, например, в поликлиниках, моргах, то есть непосредственно в тех местах, где идет взаимодействие с родственниками усопшего. Проблема заключается как раз в том, что рынок непрозрачный. Со стороны государства необходимо ввести какие-нибудь понятные для всех меры: например штрафы или другие наказания. Причем ответственность должна быть двухсторонней, то есть не только для человека, занимающего служебное положение, но и для того, кто подтолкнул его к совершению преступления.

В «Ритуал PRO» все достаточно просто: я сам себе конкурент. Сегодня работа компании закладывает базис для завтрашнего результата. Поскольку рынок недостаточно регулируется, мы решили пойти по пути прозрачного и понятного для всех бизнеса. Я даже начал личный блог вести, чтобы раскрывать людям какие-то моменты законодательства.

«Наша компания открыта 365 дней в году к любому клиенту и обращению в любое время дня и ночи» «Наша компания открыта 365 дней в году любому клиенту и обращению в любое время дня и ночи»

 Об агентах похоронной службы, работе в других регионах и особенностях разных религий  

— Как к вам приходят клиенты?

— Работают социальные сети и сайт, где можно получить всю необходимую информацию не только о компании, но и об организационных моментах. Наша компания открыта 365 дней в году любому клиенту и обращению в любое время дня и ночи. Иногда по несчастному стечению обстоятельств люди приходят к нам и во второй раз, что является показателем роста доверия.

— В чем заключается работа агента похоронной службы?

— В первую очередь агент похоронной службы — организатор, который должен знать и понимать все тонкости траурного процесса. Специалисты приезжают, обговаривают все детали, подбирают ритуальные товары, составляют списки необходимых услуг, оформляют необходимые документы. Они находятся с родственниками в момент похорон, ведут всю процессию. Важная особенность — агент не имеет права на ошибку: человек может за жизнь сыграть свадьбу несколько раз, а вот попрощаться с близким — единожды.

Мы больше направлены на организацию похорон «под ключ», потому что агент похоронной службы —  человек, который экономит время, силы, нервы и деньги. Кроме того, присутствие организатора — гарантия того, что все пройдет так, как запланировано. К сожалению, я сталкиваюсь с безразличным отношением со стороны родственников. Несмотря на эти моменты, мне бы хотелось, чтобы похороны проходили достойно. Вообще, кладбища и состояние мест захоронения напрямую связаны с историей и культурой народа, который проживает на данной территории.

Люди часто думают, что организовывают похороны для усопшего. Но на самом деле традиция траура существует для родственников, близких людей умершего, и мне бы хотелось, чтобы похороны проходили достойно. 
Станислав Зарубин генеральный директор Ритуал PRO
Станислав Зарубин генеральный директор «Ритуал PRO»

— Как в компании решают вопросы особенностей разных религий?

— Бывают непростые случаи, когда родственники находятся в глубоком стрессе. Здесь выбираем конкретных сотрудников, которые смогут отработать лучше остальных. Но вообще нет такого, чтобы один агент занимался только мусульманскими похоронами, а другой — только православными. А если для какого-то сотрудника этот момент является проблемой, ему не место в ритуальной службе. Наша задача — помочь всем людям. Мы подготавливаем специалистов по всем конфессиям, поэтому агенты одинаково хорошо владеют всеми моментами.

— Вы ранее рассказывали про обучающий центр для сотрудников по психологии и навыкам коммуникации. Какие задачи он решает?

— Мы готовим не только агентов. Как это было раньше — создавались наработки в бумажном формате, инструкции по организации похорон, по установке памятников, благоустройству захоронения. Сейчас мы все это оцифровали. Человек, который приходит к нам на работу, независимо от должности проходит теоретическую часть с зачетами. Он знакомится со сферой, историей и ценностями компании, инструкциями по его направлению работы. Каждый теоретический курс разбит на главы, в конце которых идет небольшой зачет.

— Есть какие-то нестандартные заказы, которые остались в памяти?

— В памяти часто остаются заказы, где мы сталкиваемся с необычными традициями. Как-то приходилось отправлять груз 200 во Вьетнам. А там приняты свои ритуалы с благовониями, свечами, молитвенными песнями… Надо сказать, что мы вроде бы живем в одной республике, но тем не менее в каждой деревне возникают свои дополнительные обряды и ритуалы. Похожую историю мы наблюдали и в Чувашии — от одного села до другого несколько километров, но обычаи чуть-чуть отличаются. Для себя я выделил такое правило: похороны — это больше не про веру, а про традиции.

— Вы работаете только по Казани или по всей республике?

— Само предприятие находится исключительно в Казани. Опять же ввиду непрозрачности бизнеса в других городах сложно контролировать качество работы и финансовые потоки. А вот услуги мы оказываем по всей республике, часто выезжаем в соседние села и города.

— Может ли к вам обратиться клиент, например, из Набережных Челнов?

— Только в случае, если это экономически целесообразно. У меня задача — сделать все четко и грамотно. Если покойный находится в Челнах, мы найдем там достойных ритуальщиков — в противном случае наш выезд обойдется дороже. А надо ли это клиенту? Возьмем обратную ситуацию: покойный находится в Казани, а захоронить его нужно в Челнах. Сотрудники организуют все здесь — и едут осуществлять захоронение.

Наша компания включена в корпорацию похоронных предприятий России. В ней участвует более 200 крупных и средних ритуальных организаций. С помощью партнеров мы имеем возможность отреагировать на любое обращение. Это может быть доставка тела по всему миру с оформлением всех необходимых документов, или кремация (например в Нижнем Новгороде), или помощь в организации похорон в другом регионе страны. 

— Как принято в этом бизнесе оплачивать услугу? Принято считать, что в ритуальной сфере огромный оборот наличности…

— Мы в этом плане клиентов никак не ограничиваем. Рассчитываются и наличными, и по терминалам, и со счетов компаний. Потихоньку растет процент людей, которые оплачивают услуги безналичным способом.

«Мы создаем ритуальную флористику, веночную продукцию, отшиваем текстиль от нижнего белья до костюмов и платьев» «Мы создаем ритуальную флористику, веночную продукцию, отшиваем текстиль от нижнего белья до костюмов и платьев»

О производстве «Ритуал PRO», экономическом кризисе, ценах и смертности после ковидного всплеска

— Расскажите о вашем производстве. Что в него входит?

— Мы создаем ритуальную флористику, веночную продукцию, отшиваем текстиль от нижнего белья до костюмов и платьев. Есть цех деревообработки, где производим гробы, кресты, обелиски. Цех металлообработки работает над памятниками, их гравировкой, оградами, столиками-скамейками и так далее. Кроме того, мы создаем цветные портреты на металлокерамике, металлограните и стекле. Пока не работаем только с элитным деревом.

База предприятия находится на улице Родины, 7, корпус 1. Возможности можно оценить сразу же. Рядом с подъездом здания, на парковке, стоят катафалки разных моделей, размеров и статуса. Напротив входа расположен кабинет сотрудников горячей линии предприятия.

Горячая линия работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней. Они могут проконсультировать по всем вопросам: от выбора продукции до организации всего процесса похорон «под ключ». В этом случае сотрудники ритуальной службы возьмут все заботы на себя: от сбора документов и выбора места на кладбищах Казани и Татарстана до подготовки ритуальных товаров, организации транспорта и церемонии прощания, а также поминальных трапез. В Казани компания располагает несколькими залами, где проводятся ритуальные обеды и ничего, кроме них. Компания также обеспечивает благоустройство и уход за местами захоронения.

В клиентской зоне — многообразие памятников разных форм и размеров: с резными рисунками в виде орнаментов и крестов, с барельефами и ангелами, простые и сложные, в мусульманских и православных традициях. В соседнем просторном помещении все необходимое для похорон. На выбор обычные гробы из сосны или элитные — из красного дерева, дуба, полированные, матовые, двухсекционные, с ручками и без и т. д. Представлены венки, кресты из дерева и металла, костюмы и платья с национальными орнаментами. Проходим далее — и попадаем в текстильный и флористический цеха. Рабочий процесс в самом разгаре: жужжат швейные машинки, где отшивается ритуальная одежда; на большом столе вручную собираются венки. Они тоже могут быть разными — при наличии времени по желанию клиента можно сделать их даже из срезанных цветов. 

Чтобы посмотреть на то, как создают памятники, выполняют гравировки, работают с металлом, камнем и деревом, мы спускаемся на цокольный этаж. Производство не отличается мрачностью и гробовой тишиной. Кроме звуков столярного, сварочного, гравировального оборудования, в каждом помещении производства у рабочих звучит разная «музыка». Например, что-то «напевает» фрезерный станок для гравировки памятников. В момент посещения корреспондентами производства «Ритуал PRO» он под журчание охлаждающей воды вырисовывал на уже отшлифованном и подготовленном камне поля из витиеватых орнаментов. Гравировка тоже создается вначале на компьютере, после чего высокоточный станок воспроизводит в камне надписи, которые можно прочитать и через век. Некоторые виды гравировок выполняются мастерами вручную. 

В столярном цехе пол усеян древесной стружкой, мастер обтягивает тканью заготовку домовины. Помимо гробов здесь работают и над деревянными крестами, обелисками. Компания производит изделия только из сосны. Тот же дуб требует много дополнительных этапов обработки, потому это заказная продукция. В сварном цеху делают все металлическое: те же кресты, ограды для благоустройства мест захоронения. 

— А как вы работаете с камнем? Кто ваш основной поставщик?

— Мы работаем с Карелией, приоритетно — с гранитом. Заказываем изделия в размерах, которые необходимы для дальнейшей обработки. Смотрим по потребностям, придаем камню нужную форму, делаем надписи и другие виды работ.

— Насколько автоматизировано ваше производство? Оборудование покупаете на кредитные или собственные средства?

— Одни изделия делаем вручную, другие — с помощью станков, но постепенно производство все больше автоматизируется. В каждом цехе работают люди, но мы стараемся покупать необходимое оборудование, чтобы создать комфортные условия и повысить производительность труда. По большому счету полная автоматизация на этом производстве невозможна, потому что есть доля индивидуальных заказов.

Что касается кредитной политики, то мы не идем по пути стопроцентной закредитованности — доля кредитов небольшая. 

«Ритуальная сфера пользуется знакомыми всем исходниками: деревом, металлом, камнем и так далее. Из-за ухода иностранных поставщиков за год произошло подорожание материалов почти на 100%, а ритуальных товаров — на 30-35%» «Ритуальная сфера пользуется знакомыми всем исходниками: деревом, металлом, камнем и так далее. Из-за ухода иностранных поставщиков за год произошло подорожание материалов почти на 100 процентов, а ритуальных товаров — на 30–35 процентов»

— Чувствует ли компания экономический кризис?

— Конечно. Не стоит выделять сферу похоронных услуг отдельно от остальных. Например, есть проблема приобретения памятников, потому что выросли цены, а покупательная способность уменьшилась. Люди сейчас откладывают эту покупку. 

— А какова динамика цен на ритуальные товары и услуги за последний год?

— Ритуальная сфера пользуется знакомыми всем исходниками: деревом, металлом, камнем и так далее. Из-за ухода иностранных поставщиков за год произошло подорожание материалов почти на 100 процентов, а ритуальных товаров — на 30–35 процентов. Цена оказываемых услуг осталась на том же уровне, потому что и так цены высоки.

Многие думают, что агент похоронной службы — это очень дорого. Скорее всего, такое мнение появилось потому, что работа организатора свадеб, которая больше на виду, может стоить и 30 тысяч. Услуги похоронного агента стоят 5 тысяч. Нужно понимать, что это 8–10 часов работы, сопровождение клиента до последнего момента.
Станислав Зарубин генеральный директор Ритуал PRO
Станислав Зарубин генеральный директор «Ритуал PRO»

— Раз уж мы заговорили о деньгах: часто приходится слышать, что умереть нынче недешево…

— Ну жить все равно дороже. У нас все прозрачно, с ценами на услуги и продукцию можно ознакомиться даже на сайте компании. Например, услуги катафалка обойдутся от 1,5 тысячи, работа похоронной команды — от 5 тысяч, организация «под ключ» — примерно от 11 тысяч, кремация — от 17,5 тысячи рублей. Организация VIP-похорон обойдется минимум в 100 тысяч — ну хотя бы потому, что там не обойтись без гроба по высшему разряду, прощания в траурном зале, сингуматора на кладбище и так далее. А верхняя граница зависит от пожеланий родственников. Ведь траурная церемония нужна не покойному, а его близким.

— Компания чувствует снижение смертности после ковидных всплесков?

— С начала пандемии два раза в год наблюдался пиковый рост, когда средние значения смертности вырастали на 30–50 процентов. На сегодняшний день обстановка стабилизировалась и всплесков не наблюдается. Но если говорить с точки зрения развития компании, то бизнес-план был составлен тогда, когда о ковиде еще никто не знал. Если бы мы ориентировались на финансовые показатели в момент пиковой смертности, пришлось бы сворачивать предприятие. Мы, конечно, инвестировали в расширение, но в адекватных пределах.

«Работает порядка ста человек. И если учесть, что половина рынка находится в тени, то даже по официальным оценкам наши зарплаты будут выше среднерыночных» «Работают порядка 100 человек. И если учесть, что половина рынка находится в тени, то даже по официальным оценкам наши зарплаты будут выше среднерыночных»

— Сколько у вас сотрудников и какая средняя зарплата?

— Работают порядка 100 человек. И если учесть, что половина рынка находится в тени, то даже по официальным оценкам наши зарплаты будут выше среднерыночных. Направлений очень много: например, разнорабочие получают от 35 тысяч рублей, средняя зарплата похоронного агента — более 50 тысяч. 

«В 2010 году смертей из-за жары было больше, чем сейчас от COVID-19»

— Давайте немного отойдем от работы. Каково хобби у человека, который занимается похоронным бизнесом?

— Так сложилось в моей жизни, что с подросткового возраста я интересуюсь психологией в любительском формате: постоянно почитываю книги на эту тему и анализирую поведенческие особенности людей. Кроме того, читаю и бизнес-литературу. Ну и спорт — в свое время профессионально занимался лыжным спортом, выступал на городских соревнованиях, потом, к сожалению, травмировался. Зато около 10 лет назад я увлекся боксом, регулярно тренируюсь. 

«Для меня порой отрицательный результат дает больше, чем положительный, потому что приходит понимание, где ты ошибся» «Для меня порой отрицательный результат дает больше, чем положительный, потому что приходит понимание, где ты ошибся»

— Наш традиционный вопрос — каковы три секрета в бизнесе?

— Первый — принципы и четкое им следование. Любое решение должно опираться на ценности и принципы. Второе — нет места сомнениям. Если принял решение, нужно следовать ему до конца. Какой будет результат — второй вопрос, но самое главное, чтобы он был. Для меня порой отрицательный результат дает больше, чем положительный, потому что приходит понимание, где ты ошибся. Третье — коммуникации с людьми. Необходимо создать комфортные условия не только для клиентов, но и для сотрудников. Они должны идти на работу и возвращаться домой, чувствуя удовлетворение от выполнения своей миссии.