23 апреля в Зеленодольском районе Татарстана стартовало строительство индустриально-логистического парка «Дружба»Фото: Олег Спиридонов

«Дружба» — это «парк в парке»

23 апреля в Зеленодольском районе Татарстана стартовало строительство индустриально-логистического парка «Дружба».На торжественный запуск большой стройки прибыли глава Татарстана Рустам Минниханов, помощник главы (раиса) РТ, Уполномоченный при главе Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Фарид Абдулганиев, глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, директор группы компаний R1 Дмитрий Реутт, операционный директор «Яндекс.Маркета» Александр Костин и другие гости

О планах создать в Татарстане индустриально-логистический парк «Дружба» «БИЗНЕС Online» писал еще год назад: именно тогда основатель ГК Brozex Вячеслав Брозовский и Дмитрий Реутт презентовали проект «Дружбы» главе республики, позже инвесторы из Екатеринбурга «защищали» его на Инвестиционном совете РТ.

Терминал для «Яндекса» и жилье на полмиллиона «квадратов»: в «Туре» ждут 12 миллиардов из Екатеринбурга

Группа компаний R1 приняла участие в проекте в качестве девелопера и проектировщика: «головой» группы компаний является одноименное бюро, которое за 11 лет спроектировало такие знаковые и мощные объекты, как аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, канатную дорогу в Благовещенске, соединяющую Россию и Китай, «Дворец водных видов спорта» в Екатеринбурге, конгресс-холл «Екатеринбург Экспо», корпус университета Шеффилда (University of Sheffield — прим. ред.) в Великобритании и т. д.

Недавно группа компаний вышла за рамки проектирования и взяла на себя реализацию объектов. Для этих целей была создана R1 Development, а первым проектом компании и стал индустриальный парк «Дружба».

«Дружба» — это «парк в парке». Он расположен на территории промпарка «Тура 2.0» на площади в 34 гаРендер предоставлен СЗ «ИЛП «Поток» 

«Дружба» — это «парк в парке». Он расположен на территории промпарка «Тура 2.0» на площади в 34 га. Под нужды резидентов там построят помещения форматов Light Industrial* — для размещения легких производств и Big Box**, которые подходят для логоцентров. Общие инвестиции в проект парка насчитывают около 12 млрд рублей.

По словам Реутта, компания выбрала Татарстан для реализации своего первого девелоперского проекта из-за выгодного географического положения и комфортных бизнес-условий.

«В республике созданы отличные условия для нас как для инвесторов, чтобы войти в регион и по понятным, предсказуемым правилам реализовывать инвестиционный проект. Важен и вопрос логистики: в непосредственной близости от Татарстана живут 70 миллионов человек. Для развития новых производств в регионе имеются научная база, уже действующие компании», — отметил Реутт.

«Якорным» же резидентом стал «Яндекс.Маркет», под него R1 Development строит в парке фулфилмент-центр площадью в 70 тыс. «квадратов» и стоимостью около 5 млрд рублейРендер предоставлен СЗ «ИЛП «Поток» 

«Якорным» же резидентом стал «Яндекс.Маркет», под него R1 Development строит в парке фулфилмент-центр площадью в 70 тыс. «квадратов» и стоимостью около 5 млрд рублей. Схема взаимодействия между девелопером и клиентом привычна для подобных объектов: R1 Development проектирует, строит, управляет фулфилмент-центром, а «Яндекс.Маркет» будет арендовать площадку. Операционный директор «Яндекс.Маркета» Костин подчеркнул, что объект станет первым фулфилмент-центром «Яндекса» в регионах и вторым по своим размерам среди объектов компании.

«Республика Татарстан — один из ключевых регионов для развития „Яндекс.Маркета“. Новый центр станет одним из крупнейших среди складов маркетплейса и будет уступать только нашему флагманскому складу в Софьино [в Московской области]. Открытие центра позволит нам обеспечить растущий объем заказов в регионе, так как темпы роста электронной коммерции в Татарстане снова показали трехкратный рост», — рассказал Костин.

«Это первый проект такого рода компании Яндекс в регионах. И нам очень приятно, что компания выбрала именно Татарстан для расширения своей деятельности. По поручению Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова у нас уже более трех лет реализуется первая в России региональная программа развития электронной торговли. Благодаря ей количество зарегистрированных на маркетплейсах магазинов татарстанских продавцов выросло в 188 раз, а их годовой оборот в 207 раз. Мы и дальше будем расширять возможности татарстанских предпринимателей и самозанятых по сбыту своих товаров, активно работаем над созданием эффективной товаропроводящей сети», – прокомментировал Фарид Абдулганиев.

Наличие первого мощного резидента в только строящемся парке особенно отметил и Рустам Минниханов. «Важно, что парк не только строится, а уже имеет первого и такого серьезного резидента — компанию „Яндекс“. Для муниципалитета и для республики это большие инвестиции, новые рабочее места, возможность получения и продвижения нашей продукции. Думаю, этот проект должен быть успешным. Начинаем», — объявил Минниханов, после чего состоялась символическая заливка бетона в основание фулфилмент-центра «Яндекса».

Фишка «Дружбы» не только в якорном операторе, но и в человекоцентричной концепцииРендер предоставлен СЗ «ИЛП «Поток» 

«Сделаем все, чтобы у резидентов не было вопросов, где взять кадры»

Фишка «Дружбы» не только в якорном операторе, но и в человекоцентричной концепции. Реутт объяснил, что большинство индустриальных парков планируются по минимуму, главный акцент традиционно делается на разворотные площадки для фур и транспортную доступность объектов.

«Изучая рынок, мы пришли к выводу, что основная забота наших потенциальных резидентов — это кадры, за них сейчас очень высокая конкуренция. И мы предположили, что если мы перенесем в „Дружбу“ опыт „Алабуги“ и создадим учебный центр, то получим своеобразный источник кадров. Технологии меняются быстро, для предприятий сейчас крайне важно иметь возможность оперативно на площадке обучить, а после трудоустроить новичка или актуализировать компетенции действующих сотрудников», — сообщил Реутт.

В фокусе внимания девелопера — социальная защищенность и комфорт будущих резидентов парка. Он будет не только местом для работы, но также для досуга и отдыха: здесь обустроят коливинг, детский центр на 30 мест, площадки для отдыха и занятий спортом, молельную комнату, автосервис с возможностью мойки автомобилей. Также будет создан медицинский центр, на территории парка появятся сквер, зеленые аллеи с велодорожками и велопарковками, кафе и фудтраки.

«Нам важно, чтобы среда мотивировала, вдохновляла, позволяла людям развиваться. Это философия ESG, принципам которой мы следуем. Мы в „Дружбе“ сделаем все, чтобы у резидентов не было вопросов, где взять кадры, как создавать среду, в которой сотрудники захотят работать», — объяснил Реутт.

Глава Зеленодольского района Афанасьев подчеркнул, что «Дружба» как часть площадки «Тура 2.0» реализуется в рамках проекта «Большой Зеленодольск». Для района важно, что уже при реализации первой очереди парка будет создано 2,5 тыс. рабочих мест. Всего же в «Дружбе» трудоустроят 3,5 тыс. работников, что поможет в борьбе с маятниковой миграцией жителей района, которые сейчас вынуждены искать работу в Казани.

Строительство парка разбито на этапы вплоть до 2028 годаФото: Олег Спиридонов

«Дружба» — это целая экосистема, где люди смогут не только работать, но и проводить свободное время, получать медобслуживание и организовывать досуг детям. Мы благодарны руководству республики за поддержку и нашим инвесторам за доверие», — отметил Афанасьев.

Строительство парка разбито на этапы вплоть до 2028 года. В начале 2025 года планируется ввести в эксплуатацию первую очередь фулфилмент-центра «Яндекс.Маркета» на 40 тыс. «квадратов» — это позволит местным селлерам начать отгрузки товаров на татарстанскую площадку и сократит сроки поставки товаров с «Яндекс.Маркета» для покупателей. Чуть позже будет введена в эксплуатацию вторая часть центра на 30 тыс. кв. метров. Фулфилмент-центр рассчитан на 24 млн товарных единиц. Операции на складе максимально автоматизируют с помощью собственных разработок маркетплейса и современных складских роботов.

«В настоящий момент мы проектируем первую очередь индустриального модуля, где будут размещаться производители, ведем диалог с несколькими резидентами. Далее планируем, что в конце 2024 года найдем второго логистического оператора, который может сесть на этой площадке. В горизонте двух лет заполним парк всеми резидентами», — подытожил Реутт.