«Думаю, что стратегия — концентрироваться на поставке туда халяльной сельскохозяйственной продукции. Если будут решены логистические вопросы, это очень хороший вариант. Из этого может что-то получиться», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» поездку Рустама Минниханова в Малайзию. Визит в сухом остатке, без учета длительных перелетов, продлился меньше суток, но зато был насыщенным. От короля Малайзии раис республики получил комплимент, а на встрече с премьер-министром указал на слабый товарооборот. О том, как прошли переговоры, какие результаты и что могло остаться за кадром, — в материале.
Несмотря на важность поездки и Малайзии как партнера, делегация Рустама Минниханова оказалась довольно скромной
«Насыщенный день» Минниханова в Малайзии
Нынешняя поездка Рустама Минниханова в Малайзию — его первый визит в эту страну за последние пять лет. В предыдущий раз раис Татарстана прилетал в Куала-Лумпур в 2018 году, до этого — в 2013-м, а всего с последней было пять поездок. Так что в каком-то смысле визит раз в 5–6 лет становится «доброй традицией» для руководителя республики. Эта поездка без учета времени в полете (перелет в одну сторону, по нашим данным, занял почти 9 часов) продлилась меньше суток. Тем не менее на одной из встреч раис Татарстана назвал визит ни много ни мало «знаковым» для развития отношений.
На официальные кадры казанского Кремля среди прочего попал следующий диалог Минниханова с представителем местной корпорации по развитию индустрии халяль:
— Добро пожаловать снова в Куала-Лумпур! Сегодня у вас будет очень насыщенный день. Надеюсь, все цели, которые вы поставили, будут достигнуты, — говорит малазийский чиновник.
— Одна цель уже достигнута — мы с вами [встретились], — отвечает раис республики.
Несмотря на важность поездки и Малайзии как партнера, делегация оказалась довольно скромной. Вместо вице-премьера РТ Олега Коробченко, который в последнее время регулярно сопровождает Минниханова в зарубежных поездках, полетел его первый заместитель Родион Карпов. Коробченко, уточним, сейчас работает на форуме «Армия-2024» в Подмосковье. Впрочем, и вице-премьер в составе делегации был. В переговорах участвовал заместитель премьер-министра – министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов. Одной из тем переговоров стали исламские финансы, которые в кабмине курирует Шагиахметов. Также среди участников можно заметить замруководителя агентства инвестиционного развития РТ Марину Епифанцеву. Среди опубличенных экономических тем поездки также были халяль-индустрия и поставки сельскохозяйственной продукции.
Политическая повестка среди прочего касалась планов вступления Малайзии в БРИКС. Заявку страна подала совсем недавно, в конце июля. Не исключено, что на октябрьском саммите в Казани мы увидим делегацию и из этого государства. На переговорах Минниханов обозначил, что, как председатель группы стратегического видения (ГСВ) «Россия – исламский мир», представляет интересы не только Татарстана, но и в целом исламского «сообщества» страны. На снимках среди участников поездки можно заметить, например, начальника управления по международным связям ГСВ Айрата Ахметова. Сопровождал делегацию из РТ чрезвычайный и полномочный Российской Федерации в Малайзии Наиль Латыпов. Визит завершился во вторник после полудня, и сейчас делегация возвращается в Татарстан. А какие результаты?
Администрация раиса РТ в публикации о встрече сделала акцент на планах Ибрагима посетить Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке 3–6 сентября
Король Малайзии — Минниханову: «You look very well!»
В ходе визита Минниханов нанес «визит вежливости» верховному правителю (королю) Малайзии султану Ибрагиму. На официальных кадрах малазийский король хвалит внешний вид Минниханова: «You look very well!» (в переводе с английского «Вы выглядите очень хорошо!» — прим. ред.). «Спасибо, вы тоже!» — отвечает любезностью раис Татарстана.
Позже на встрече в резиденции короля Минниханов отметит: «Важно, что оба государства настроены на углубление плодотворного сотрудничества». Судя по официальному релизу, стороны согласились, что нужно активнее работать над совместными инвестиционными проектами в машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве и IT-индустрии. Причем форум «Россия – исламский мир: KazanForum» «был назван» (кем, казанский Кремль не уточняет) «хорошей площадкой для выстраивания контактов». В этом году Малайзия участвовала в саммите на уровне министров высшего образования и сельского хозяйства Малайзии. Как отмечает пресс-служба раиса РТ, страна была «успешно представлена».
Раис РТ поблагодарил за гостеприимство и описал Малайзию как «надежного торгового партнера» для России
Но все-таки успехом будет, если в Казань на форум в следующем году приедет сам король. Желанным гостем был бы и премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим, с которым Минниханов сегодня тоже встретился. Премьер — высшая политическая должность в стране. Раис РТ поблагодарил за гостеприимство и описал Малайзию как «надежного торгового партнера» для России. «Мы очень любим вашу страну. К сожалению, пандемия немножко нас отбросила. Пятый раз я сюда приезжаю», — говорит раис республики на официальных кадрах.
Чем ответил малазийский премьер, не уточняется. При этом администрация раиса РТ в публикации о встрече сделала акцент на планах Ибрагима посетить Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке 3–6 сентября. Так что политический результат, вероятно, в том, что Татарстан еще раз напомнил о себе на международной арене и предложил сотрудничество перед встречей премьер-министра Малайзии с президентом России Владимиром Путиным на ВЭФ. Добавился потенциальный «предмет» для разговора.
Как отметил на встрече Минниханов, Татарстан не отстает от «мировых тенденций» в сфере халяль
Товарооборот с малазийцами «незначительный», зато ждем некое соглашение по халяль
С «представителями» корпорации по развитию индустрии халяль Малайзии, имена которых не обозначаются, делегация из Татарстана обсудила «актуальные вопросы индустрии халяль», был обмен мнениями. Здесь стоит сказать, что еще в 2015 году экономические специалисты из Малайзии приезжали в республику, причем цель была довольно амбициозная: «Изучение правовой и экономической среды для разработки технико-экономического обоснования открытия исламских окон и запуска исламских банковских продуктов, подготовка плана по развитию исламского банкинга и финансов». С учетом норм действующего законодательства, банковского регулирования и «закрытых» американского и европейского рынков исламский банкинг выглядит перспективным инструментом, отмечал тогда Минниханов.
И если «внутренняя» ситуация несколько улучшилась, то «внешняя» наоборот — санкции только нарастают. И вот стороны возвращаются к теме снова. Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Аббяс Шляпошников, когда комитет только начинал работать в конце 90-х, за основу были взяты именно малазийские стандарты. По словам собеседника, комитет не так давно подал в межгосударственную организацию Джаким (JAKIM Malaysia) заявку на прохождение аккредитации. Упомянутая организация аккредитовывает органы по сертификации, сейчас изучает заявку татарстанского комитета.
«Ожидается приезд аудиторов данной организации в Татарстан для проведения аудита. Пока сроки не определили, но первые их замечания мы устранили и им переслали. Министерство промышленности и торговли направляло нам письмо, где говорилось, что планируется выезд делегации из Республики Татарстан [в Малайзию], и я передал информацию о наших проектах», — добавил спикер.
Как отметил на встрече Минниханов, Татарстан не отстает от «мировых тенденций» в сфере халяль. «У нас в стране, если продукция халяль, все стараются [ее] покупать, не только представители ислама», — подчеркнул раис республики. На встрече с бизнесом оговорился, что в ближайшее время будет подписано соглашение об использовании в России малазийского опыта в сфере халяль.
Тема прозвучала и на встрече в министерстве сельского хозяйства и продовольственной безопасности Малайзии. Минниханов выразил готовность республики поставлять партнерам «самый широкий спектр продукции». «По халяль у нас очень много направлений. Прежде всего, конечно, соответствие нашей продукции тем стандартам, которые приняты у вас. Малазийский стандарт халяль — он самый такой серьезный. И мы хотим, конечно, соответствовать этим требованиям», — сказал Минниханов.
По итогам прошлого года товарооборот между Татарстаном и Малайзией составил «всего» $61 млн, остается «незначительным», признал Минниханов в беседе с деловым кругами. Для сравнения: оборот с Турцией за 2023-й достиг $2,9 миллиарда. Но и в целом, мягко говоря, есть куда стремиться: оборот между Россией и Малайзией за прошлый год составил $3,1 миллиарда. Впрочем, посол Латыпов отметил, что «на фоне соседей по региону это вполне солидная цифра». Раис РТ предложил экспортировать в республику товары и услуги, пригласил бизнес на KazanForum.
Нельзя не обратить внимания и на еще одну деталь. Накануне Минниханова в аэропорту встретил некий Дато Даинг. В пресс-релизе казанского Кремля он обозначен как «руководитель крупнейшей местной энергетической корпорации». Судя по всему, речь об исполнительном директоре малазийской нефтегазовой компании Maharani Energy Gateway Даинге А Малеке бин Даинге А Рахамане. На странице компании в одной из соцсетей он упомянут как Dato’ Dr. Daing A. Malek Bin Daing A. Rahaman. Maharani Energy Gateway — энергетическая компания, предоставляющая комплексные решения для наземного хранения нефтепродуктов, операций между судами, услуг по бункеровке, судостроению, судоремонту и других морских услуг. В марте прошлого года организация продвигала на переговорах в Москве и Казани (с участием Минниханова) проект энергетического хаба вдоль Малаккского пролива, а также услуги по перевалке, размещению на плавучих терминалах СПГ, бункеровке, обработке судов и др. Вполне вероятно, и с этой компанией состоялись переговоры, но уже не публичные.
«Логистически Малайзия — это далекая страна, и у нас с ними торговли в больших масштабах не может быть»
«Думаю, что стратегия — концентрироваться на поставке туда халяльной сельскохозяйственной продукции»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали визит делегации из Татарстана в Малайзию и порассуждали о перспективах развития отношений.
Линар Якупов — президент фонда развития исламского бизнеса и финансов, выпускник факультета экономики и управления Международного исламского университета Малайзии:
— Логистически Малайзия — это далекая страна, и у нас с ними торговли в больших масштабах не может быть. Хоть мы и считаем ее дружественной, но 90 процентов товарооборота этого государства — с Западом. Даже с Китаем у них 90 процентов торговли идет за доллары. Банковская система полностью контролируется Западом, никаких телодвижений по платежам, ничего с ними делать невозможно. Я где-то видел статистику, что у нас (у Татарстана — прим. ред.) в год 60 миллионов [составил] товарооборот [с Малайзией]. Даже удивляюсь, как мы этого могли достичь.
Единственное, что мы у них берем, — пальмовое масло. Наш «Нэфис Косметикс» сотнями тысяч тонн потребляет эту продукцию. Пищевку (пищевая промышленность — прим. ред.) мы пытались завозить, но у нас не прижилось, так как температура плавления у нее другая и на полке она застывает, как топленое сливочное масло, становится твердым. Хотя это жидкое масло — альтернатива подсолнечному. Когда я учился в Малайзии в университете, нам преподавали, что в мире есть лобби пальмового и лобби подсолнечного масла. Они тратят огромные деньги, чтобы дискредитировать друг друга, так что польза или вред того или иного продукта под большим вопросом. По другим товарам мы с ними практически не пересекаемся. Они никакое антисанкционное движение не поддержали. В чем может быть наше сотрудничество?
Малайзия заявила опять-таки из-за отсутствия у себя глобальной повестки, что хочет войти в БРИКС. Если с политической плоскости смотреть, то это, наверное, та тема, которая нас сейчас больше всего объединяет. И очень хорошо, что наш раис делает тур по странам, которые в октябре планируют приехать к нам.
Министр сельского хозяйства [Малайзии Мохамад Сабу], с которым Минниханов встречался, раньше был министром обороны. Он был в Казани [на KazanForum]. Малайзия является одним из законодателей халяльной индустрии, в 90-х годах стала стартовой площадкой для всего мусульманского мира по данной тематике: название, сертификация в новом формате, ежегодные крупнейшие форумы по халяль и так далее. Поэтому импорт-экспорт халяль-продукции из Малайзии для нас остается важным. Особенно сейчас, когда мы находимся в санкционном режиме и нам лучше выстраивать торговые взаимоотношения с мусульманскими странами, глобальным Югом.
Другая важная тема, в которую малайзийцы вложились в Татарстане, — в 2015 году мы разработали на малайзийские деньги технико-экономическое обоснование создания исламских банковских окон на территории РФ. Татарстан рассматривался как пилотный регион. Разработали серьезный документ в 400 страниц, который лег в основу многих изменений по исламским финансам, происходящих у нас сейчас в стране. Он широко изучался, рассматривался в Госдуме. Вторую поддержку, которую они также организовали, — разработка мастер-плана портовой зоны Казани.
Взаимодействие с Малайзией — это очень хорошо, потому что институционально вся финансовая инфраструктура [исламского банкинга] была выстроена именно в Малайзии и потом уже дублировалась в другие страны. Именно как полная экосистема исламских финансов, где не только банки, но и страховые компании, и фонды, и лизинг и так далее. Это страна с двойной финансовой системой, где работают и исламские, и неисламские структуры: две разные системы регулируются на уровне их центробанка. Хотя они вкладываться сюда в исламские финансы не будут, но поделиться опытом готовы с удовольствием, и нам это очень интересно.
Еще один момент: у Малайзии, несмотря на все природные ресурсы, плохо поставлен вопрос сельского хозяйства с точки зрения производства, выращивания и так далее. Даже курицу, несмотря на все условия, им приходится закупать за границей. И даже яйца они пытались закупать у Индии, когда у них, как и у нас, был яичный кризис. Поэтому если нашим сельхозпроизводителям удастся каким-то образом на их рынок выйти и начать поставлять, то было бы отлично. Здесь есть одно но — очень длинное логистическое плечо. Долго плыть, продавать через порты. То есть сначала [нужно] доходить до наших портов, а потом уже до их территории. Получается довольно дорого, к сожалению.
Я люблю эту страну [Малайзию], называю ее своей второй родиной. Я там жил почти 9 лет и многое пытался сделать, чтобы было взаимодействие между Татарстаном и Малайзией. Но, несмотря на это, еще раз повторюсь, что они были колонией Великобритании, а мировой столицей является Лондон. Торговля у них значимая часть экономики, все заточено на то, чтобы экспортировать. Без западных рынков им (малайзийцам — прим. ред.) будет очень плохо. Даже попытки исламского сотрудничества сделать межгосударственную торговлю — это пока все мелочь, нет серьезных объемов. Если нам действительно удастся серьезно проработать коридор «Север – Юг», то логистические затраты можно будет уменьшить и поставлять свою продукцию.
Рынок у них насыщенный, и туда просто так не зайдешь, нужен маркетинг, понимание рынка и так далее. У них только бизнес может взаимодействовать, а государство закупает лишь рис. Там у них рис, как у нас хлеб, — главная еда. Я думаю, что стратегия, которую наш раис и наши коллеги выбрали, — концентрироваться на поставке туда халяльной сельскохозяйственной продукции. Если будут решены логистические вопросы, это очень хороший вариант. Из этого может что-то получиться.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:
— Визит — это правильно, страна мусульманская, контакты с ней давно идут. Там очень хорошая переработка нефтяная, сельское хозяйство, дисциплина. Поэтому в эту страну не первый раз наш раис ездит и делегации тоже. В свое время туда большие «отряды» были. Но Малайзия далеко. Контакты с исламским миром нужны, особенно сейчас, перед саммитом [БРИКС].
Не так просто с товарооборотом. Работали с одними, а сейчас выходить на других надо. Расчеты разные, в разных валютах, задержки, санкции, это все тормозит. А то, что в 5,5 раза [рост оборота за прошлый год] — это уже ориентируется наша промышленность на какие-то контакты, с которыми раньше просто ленились работать, а сейчас вынуждены.
Как нарастить товарооборот? Надо больше производить продукции и продавать. Только так можно. Развитие промышленности — главное, без этого нет развития экономики. Финансовые, цифровые штуки — все это махинация. Только производство, а производство — это сырье, трудящиеся кадры.
Развитие отношений с Малайзией не то чтобы затормозилось, просто до этого не доходили руки. Активная работа шла с Европой, Америкой. А вот сегодня опять все связи устанавливаются, потому что с Малайзией было очень много активной деятельности. Ну и сейчас вот обновление, восстановление на новой основе. Будем идти с ними, деваться некуда.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.