В прошлом году провинция Аньхой увеличила ВРП на 5,8% до 4,71 трлн юаней, что в рублях составляет почти четыре ВРП Татарстана. Регион стал настоящим хабом для развития искусственного интеллекта, производства электромобилей и микроэлектроники и даже квантовых технологий. О том, какую роль в этом сыграли государственные деньги, как роботы «захватили» JAC и почему местные власти восхищаются Талией Минуллиной, — во второй части цикла материалов «БИЗНЕС Online» из Китая.
Прямо на дороге, у пешеходной зебры, мужчина разложил виноград и дыни на продажу. Рядом припаркована машина, чьи капот и крыша плотно заняли кроссовки разных моделей
От сельской безнадеги к «искусственному Солнцу»
В 10 часов вечера на улицах Хэфэя (столица восточной провинции Аньхой) процветает уличная торговля. Прямо на дороге, у пешеходной зебры, мужчина разложил виноград и дыни на продажу. Рядом припаркована машина, чьи капот и крыша плотно заняли кроссовки разных моделей. Из динамика громкий голос на китайском языке предлагает прохожим прикупить (якобы) Nike последней модели. В пяти минутах ходьбы от этой картины расположилась главная пешеходная улица города, что-то вроде нашей Баумана, только в несколько раз более шумная и яркая. В поздний час здесь можно купить все, что угодно: ювелирные украшения, одежду, технику, еду на любой вкус, даже домашних животных, ютящихся в тесных стеклянных клетках. Здания магазинов увешаны красочными 3D-билбордами, из которых то и дело «вылетают» драконы.
К слову, инновационные дисплеи — одна из знаковых отраслей для Хэфэя. Мировой лидер по производству ЖК-дисплеев BOE Technology (штаб-квартира в Пекине) разместил здесь основные производственные площадки. Всего в провинции насчитывается более 19 тыс. государственных высокотехнологичных компаний (8-е место по КНР по этому критерию) и более 27 тыс. малых и средних высокотехнологичных компаний (7-е место). Кроме того, в регионе ведут работу 597 «маленьких гигантов» — компании, которые используют сложные технологии для производства новой и уникальной продукции.
ВРП самого Хэфэя с 2012 года вырос в 3 раза — с 416,8 млрд до 1,27 трлн юаней в 2023-м (15,4 трлн рублей)
ВРП провинции в 2023 году вырос на 5,8% и достиг 4,71 трлн юаней (57 трлн рублей), это 10-й показатель по стране, говорится в справке местного МИДа для российских журналистов. Немногим больше может похвастаться Шанхай — 4,72 трлн юаней. ВРП самого Хэфэя с 2012 года вырос в 3 раза — с 416,8 млрд до 1,27 трлн юаней в 2023-м (15,4 трлн рублей). Это почти 4 ВРП Татарстана! Рост показателей связан как раз с развитием технологических кластеров в таких сферах, как микроэлектроника, искусственный интеллект, «зеленый» автопром, квантовые технологии. Именно здесь ученые пытаются зажечь «искусственное Солнце» с помощью термоядерного синтеза. При успешной реализации установка может стать ключом к чистой энергии будущего.
Изучая эти фантастические цифры, сложно представить, что раньше Аньхой считался одной из самых бедных и отсталых провинций Китая. Бо́льшая часть населения проживала в сельской местности, при этом уровень сельского хозяйства был низким из-за частых наводнений. Еще в 70-е годы местные жители массово уезжали в поисках работы в более развитый Шанхай, находящийся в 400 км от Хэфэя. Но с тех пор город пережил феноменальный подъем и сейчас служит ярким примером успеха стратегии экономического развития КНР. С 535 тыс. человек в 1982 году население столицы провинции выросло до около 10 миллионов. В чем же секрет успеха?
«По интенсивности инвестиций в НИОКР Аньхой занимает 7-е место в стране. Был создан надежный механизм, способствующий своевременной коммерциализации передовых фундаментальных научных исследований и разработок»
Ученым — «последнюю рубаху» и тепло в дома
Удача улыбнулась региону в 1970 году, когда Научно-технологический университет Китая (USTC) был релоцирован в Хэфэй из Пекина. В то время в столице страны пылала культурная революция, запущенная революционером Мао Цзэдуном, и руководство вуза искало относительно спокойное место для продолжения работы. «Университет — это наша гордость! Мы много за него боролись, в итоге удалось привлечь его в Хэфэй», — рассказывает нам переводчица при местном МИДе, представившаяся русским именем Светлана, пока мы проезжаем улицы города с типичными для этой части страны зданиями с черными крышами и белым фасадом.
Фразу «кадры решают все» здесь возвели в основу идеологии. Власти делали все, чтобы лучшие инженерные кадры оставались в Хэфэе. Местные придерживались следующего принципа: «Все должны откладывать порцию еды каждый день, чтобы у преподавателей и студентов было чем питаться». Голодные годы давно позади, но до сих пор муниципалитет сокращает расходы в других областях, чтобы предоставить лучшие условия для жизни высококвалифицированным специалистам. Светлана (к слову, тоже выпускница USTC) рассказывает, что профессоров здесь обеспечивают жильем с полноценным отоплением (другие вынуждены пользоваться кондиционерами на обогрев), строят для них детские сады и школы поблизости, даже помогают с трудоустройством супругов. Всего власти вложили более 7 млрд юаней (82,9 млрд рублей) в поддержку 220 научных и технологических команд высокого уровня.
«По интенсивности инвестиций в НИОКР Аньхой занимает 7-е место в стране. Был создан надежный механизм, способствующий своевременной коммерциализации передовых фундаментальных научных исследований и разработок. Предпринимаются усилия по созданию Кремниевой долины USTC», — добавили в МИДе. Научный инкубатор внутри долины войдет в национальную зону развития высокотехнологичной промышленности Хэфэя. Инвестиции составят 5,52 млрд юаней (65,5 млрд рублей).
Не секрет, что долгое время экономику Китая двигают вперед иностранные компании, открывающие здесь производства из-за низкой стоимости рабочей силы. Аньхой в этом отношении не является исключением. Например, с 2009 года здесь выпускают шины Continental. Однако в последнее время акцент иностранных инвесторов также смещается в сторону высокотехнологичных отраслей. Так, Volkswagen инвестирует 2,5 млрд евро в дальнейшее расширение своего производственного и инновационного центра в Хэфэе, укрепляя местные исследования и разработки.
Аньхой простирается с севера на юг, соединяя восток страны с западом
Кооперация по-китайски
Не стоит списывать со счетов и выгодную локацию. Аньхой простирается с севера на юг, соединяя восток страны с западом. Канал Цзянхуай, соединяющий реки Янцзы и Хуайхэ, формирует новую взаимосвязанную структуру водного транспорта. По объему грузовых перевозок водным транспортом канал занимает первое место в стране. В Аньхое функционирует 6 гражданских аэропортов. Каждый город провинции подключен к высокоскоростным железным дорогам, а в каждом уезде есть высокоскоростные магистрали. Путь от Хэфэя до Шанхая на поезде займет два часа, до Пекина — пять часов.
«Вместе с Шанхаем, а также провинциями Цзянсу и Чжэцзян Аньхой входит в регион комплексного развития дельты реки Янцзы. Это самая динамично развивающаяся зона Китая. Мы берем пример, как развиваться, у соседей», — рассказал нам заместитель директора канцелярии иностранных дел провинции Ван Нианьбао. Несмотря на то что эти регионы занимают всего 4% общей площади Китая, вместе они сгенерировали почти четверть ВРП страны.
Как эта кооперация выглядит на деле? Суть в том, чтобы регионы не перетягивали одеяло каждый на себя, а вместе пекли «пирог благосостояния» и каждому хватило куска. Возьмем производство электромобилей. Чипы и программное обеспечение делают в Китае: аккумуляторную батарею — в Цзянсу, кузов — в Чжэцзяне. Полностью машина собирается в Аньхое. Для справки: 13% всех «электричек» в КНР производят в Аньхое.
«Общее процветание» — необходимое требование социализма и ключевая особенность китайской модернизации. Как рассказал «БИЗНЕС Online» господин Нианьбао, на третьем пленуме центрального комитета Компартии правительство решило унифицировать политику стимулирующих мер поддержки для бизнеса. Раньше властям провинций в этом плане, можно сказать, развязывали руки и привлекательность одних территорий была существенно выше. Сейчас же в Китае пришли к мнению, что важнее смотреть на логичность и удобство цепочки поставок и избегать конкуренции между регионами. «У вас в Казани находится важное производство вертолетов. Если вам нужны запчасти, они есть, например, в Ульяновске и Санкт-Петербурге. При одинаковом качестве, конечно, вы выберете Ульяновск, потому что так будут минимизированы затраты на транспорт», — пояснил нам собеседник, демонстрируя неплохое знание экономики нашей страны.
«Финансовую поддержку всегда дают с определенными условиями. Например, компания должна участвовать в строительстве инфраструктуры для города либо развивать образование в какой-то сфере»
Финансовая подушка от муниципальных властей
Если компания приносит пользу обществу и вовремя платит налоги, власти должны соизмеримо ей помогать, продолжил дипломат. Он приводит культовую цитату творца «китайского экономического чуда» Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». В трактовке провинции она, видимо, означает еще и то, что неважно, кто подтолкнет бизнес к развитию. В Хэфэе есть муниципальная холдинговая компания (четвертая по своей величине в Китае) стоимостью $86 млрд, которая вкладывает деньги в высокотехнологичные компании, когда те переживают трудности. Когда один из конкурентов Tesla — производитель электрокаров NIO — в период пандемии оказался на грани банкротства, муниципалитет влил в него $1 млрд в обмен на 24% в обществе. Также компания обязалась расширить присутствие в Хэфэе и построить здесь штаб-квартиру.
Хэфэй сделал свою первую выигрышную ставку на BOE Technology Group, производителе электронных дисплеев, о котором мы писали в начале статьи. Когда у BOE возникли проблемы после финансового кризиса 2008 года, город отменил планы по строительству первой линии метро и вместо этого вложил в компанию миллиарды юаней при условии, что та построит новый завод в городе. В последующие годы Хэфэй продолжал инвестировать в BOE, помогая ему строить новые заводы и получать прибыль. Компания создала в Хэфэе десятки тысяч рабочих мест и основала производственный кластер индустрии дисплеев, который ежегодно производит продукцию на сумму более 100 млрд юаней.
«Финансовую поддержку всегда дают с определенными условиями. Например, компания должна участвовать в строительстве инфраструктуры для города либо развивать образование в какой-то сфере. Просто так деньги никто не дает, свободного использования средств нет», — рассказал нам представитель технологической компании iFlytek Хань Юйчэнь. Фирма работает с такими технологиями, как искусственный интеллект, распознавание и синтез речи, голосовые помощники. В 2021 году получила $3 млн от муниципального венчурного фонда.
В главном офисе iFlytek нас встречает «виртуальная ведущая» — одна из последних разработок IT-компании. Созданная с помощью искусственного интеллекта, она может говорить на разных языках и принимать разные обличия. Местное телевидение, к слову, уже внедряет виртуальных дикторов, которые зачитывают новости и освобождают журналистов для более важной работы. Видимо, теперь цифровизация дошла и до экранных красавиц. Спросом пользуются умные переводчики, которые, как мы проверили, не слишком сильны в русском языке, но на английский переводят с 90-процентной точностью. Эти устройства хорошо продаются не только в Китае, но и в других азиатских странах.
Видимо, один из социально ориентированных проектов, под которые властям не жалко выделять деньги, — умные доски, которые реагируют только на голос преподавателя. Например, на ней можно криво-косо нарисовать геометрические фигуры, и доска сама выправит их в красивую картинку. Такие, по словам представителя iFlytek, стоят почти во всех школах страны. Другое новшество — это автоматический «проверятор» китайского ЕГЭ, который найдет ошибки не только в тестах, но и в сочинениях. При огромном количестве выпускников это настоящее спасение для школ.
За каждую машину, проданную за рубеж, производитель получает компенсацию от государства
Роботы на JAC заменили почти 2 тыс. человек
В Аньхое производят каждый четвертый экспортируемый автомобиль. В городе Уху базируется Chery. В самом Хэфэе находится штаб-квартира JAC, также принадлежащая государству. В конце 2022-го бывший в простое елабужский завод «Форд Соллерс» начал выпускать автомобили JAC под собственным брендом «Соллерс». КАМАЗ взял «китайцев» за основу при выпуске грузовиков «Компас». В прошлом году во время визита в Аньхой раис РТ Рустам Минниханов показал краш-тест автомобиля «Москвич», проведенный на заводе JAC.
В Хэфэе JAC производит легкие грузовики. В минуту на промплощадке выпускают по одному грузовику, за смену в 8 часов собирают 650 машин. Сейчас здесь работают около 1,9 тыс. сотрудников, хотя еще пять лет назад трудились 3,5 тыс. человек. Все дело в высокой степени роботизации на производстве, всего здесь установлено 120 роботов. Так, из 6 линий сварки три полностью автоматизированы.
Конечно, уже сегодня можно было бы совсем отказаться от ручного труда, но что тогда делать с безработицей? Сейчас в провинции она составляет около 4%. Не так много, но если учитывать, что там живет 61 млн человек, то уже становится тревожно. Местные дипломаты нас уверяли, что все программы по инновационному развитию учитывают этот вопрос и власти стимулируют создание дополнительных рабочих мест (в основном для малообразованных граждан) в торговле и общепите.
Оставшихся в JAC рабочих компания бесплатно кормит и селит в общежития, а недавно построила им жилой комплекс. Помогать с ипотекой не вариант, тут и так низкие ставки — по 3–6% годовых. Поэтому автопроизводитель продает их заводчанам с внушительной скидкой (до 40%). Счастливых претендентов на льготные квартиры выбирают по стажу, семейному положению, количеству детей и особым достижениям на работе.
О мерах поддержки автопрома. За каждую машину, проданную за рубеж, производитель получает компенсацию от государства, рассказал нам менеджер по продажам, представившийся именем Евгений. Он признал, что и JAC, и Chery активно «атакуют» рынок России, пользуясь уходом западных корпораций. Ценник при этом гораздо выше, чем в Китае, — ведь на родине приходится конкурировать с сотней таких же производителей.
О Минуллиной: «Ей нужно работать в Китае»
Еще один фактор привлечения инвестиций в провинцию, по словам замдиректора канцелярии МИДа, Всемирная промышленная конференция, которая проводится в Хэфэе с 2018 года. За это время мероприятие привлекло более 14,8 тыс. гостей, на нем заключено 3 тыс. проектных соглашений с инвестициями более триллиона юаней.
«Вам просто нужен свой Дэн Сяопин!» — наконец назвал Нианьбао главную составляющую успеха. При этом он вспомнил, что, когда руководство провинции весной этого года посещало Татарстан, замгубернатора Сунь Юн остался под большим впечатлением от Талии Минуллиной, руководителя АИР РТ. Мол, так хорошо она разбирается в законах и знает свое дело.
«Она очень трудолюбивая, отлично разбирается в преимуществах вашего региона. Четко понимает перспективы будущего и то, какие зарубежные компании надо приглашать [в Татарстан]. Как женщина, легко общается и выстраивает дружеские отношения на переговорах. Другой момент — Минуллина эмоционально выступает, это привлекает аудиторию. Я тоже впечатлился, когда она презентовала инвестиционный потенциал вашего региона в татарской национальной одежде», — комплиментарно отозвался спикер о нашей инвестиционной фее.
«Ей нужно работать в Китае!» — резюмировал дипломат.
«БИЗНЕС Online» продолжит публиковать свои впечатления о пребывании в Поднебесной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.