Не успели утихнуть страсти вокруг отставки с поста управляющего директора «Туполева» Константина Тимофеева, как гром грянул в казанской вотчине «Ту» — на авиазаводе: вчера директор Николай Савицких был отправлен в отставку, его, с высокой долей вероятности, сменит бывший соратник Александра Бобрышева Зуфар Миргалимов, некогда пришедший на завод с командой Васила Каюмова. В том, почему новый глава «Ту» выбрал именно его и чего коллективу предприятия ожидать от нового руководителя, разбирался «БИЗНЕС Online».
Директор Казанского авиазавода – филиала «Туполева» (КАЗ) Николай Савицких отправлен в отставку
Возвращение в Казань
Директор Казанского авиазавода – филиала «Туполева» (КАЗ) Николай Савицких отправлен в отставку. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщили несколько источников в авиапроме. По их словам, вчера новый глава «Туполева» Александр Бобрышев сообщил коллективу о назначении директором в Казань Зуфара Миргалимова. На заводе об этом якобы будет объявлено завтра, когда Бобрышев приедет на предприятие. В ОАК не стали комментировать данную информацию.
Любопытно, что, как и в случае с Бобрышевым, для Миргалимова это возвращение. Ему 54 года. Он из команды Васила Каюмова, которая пришла на КАЗ (тогда КАПО) в 2007 году, но появился на заводе в 2008-м. Миргалимов — выпускник Камского политехнического института. По окончании вуза работал в администрации Набережных Челнов, затем — на Заводе микролитражных автомобилей (ЗМА), где прошел почти все ступени служебной лестницы — до директора по производству. На КАЗе сначала трудился замгендиректора по управлению персоналом, но вскоре был назначен директором по производству. Ушел с завода в 2022 году, а в 2023-м его назначили директором филиала ОАК — Луховицкого авиазавода. Добавим, что новый директор КАЗа — племянник Хафиза Миргалимова, первого секретаря татарстанского регионального отделения КПРФ, депутата Госсовета РТ.
Директором КАЗа назначен Зуфар Миргалимов
Савицких проработал в Казани 11 лет. В декабре 2013 года его назначили генеральным директором «Туполева». До него компанией руководил (с 2009-го) как раз Бобрышев, он же с марта 2013-го был гендиректором КАЗа (вместо Каюмова). Считается, что Александра Петровича убрали за то, что выступил против курса в то время руководителя ОАК Михаила Погосяна, который будущее КАЗа все больше связывал не с финальной сборкой, а с производством компонентов и агрегатов.
Миргалимов из команды Васила Каюмова (на фото), которая пришла на КАЗ в 2007 году
В итоге Савицких сменил Бобрышева на обоих постах. В кресле главы «Ту» он оставался до июня 2016 года, когда на это место пришел Александр Конюхов. Николай Владимирович же остался только гендиректором КАЗа. Говорили, что причиной понижения стало то, что Савицких недостаточно разбирался в специфике работы собственно конструкторского бюро, а перед фирмой как раз тогда поставили задачи по разработке Ту-160М, Ту-95МСМ, Ту-22М3М, ПАК ДА и новых специальных версий Ту-214. Впрочем, есть и иная точка зрения. «Пришло время вместо него поставить молодого да раннего, который напрямую будет проводить политику корпорации», — говорили тогда некоторые в отрасли. Отметим, что в Казани Савицких «пережил» гендиректорство не только Конюхова, но и Рониса Шарипова (июнь 2020-го – июнь 2021-го), и Вадима Королева (до января 2023-го), и Константина Тимофеева.
Савицких родился 5 апреля 1960 года в Белгородской области. В 1989-м окончил Ростовский госуниверситет по специальности «экономическая теория», в 2004-м — Южный федеральный университет по специальности «самолетостроение и вертолетостроение». В 1977–1991 годах трудился на Таганрогском авиазаводе — слесарем-сборщиком, старшим инженером, начальником бюро производственного планирования, начальником лаборатории. Далее был перерыв на работу в коммерческих структурах, после чего он вернулся на завод и в 2001–2007-х был сначала исполнительным, а потом генеральным директором. Далее последовал год работы исполнительным директором на Самарском авиазаводе. В августе 2011-го Савицких назначили директором дирекции программ специальной авиации ОАК.
Весной 2015 года «Туполеву» и заводу поручили проработать возможность восстановления производства Ту-160
Чем запомнится время Савицких
11 лет Савицких в Казани были достаточно содержательными по событиям. Пройдемся по хронологии.
В 2014 году завод окончательно потерял самостоятельность. Если в 2009-м он вошел в ОАК, то теперь стал филиалом «Туполева». Впрочем, к тому времени эта идея обсуждалась уже пять лет. Реализовывать болезненное решение выпало именно Савицких. Общественность тогда предупреждала, что размывание юридического статуса завода и КБ приведет к деградации обоих. В конце 2014 года сотрудники казанского инженерного центра «Туполева» открыто выразили недовольство планами по его присоединению к КАЗу — написали обращение Савицких и в то время министру обороны России Сергею Шойгу. Они предупредили, что среди прочего реформа впоследствии приведет к постоянному срыву всевозможных программ.
Весной 2015-го «Туполеву» и заводу поручили возобновить производство Ту-160. Эксперты говорили, что реализация такого проекта равнозначна подвигу, поскольку для этого придется восстановить многое, например участок вакуумного отжига и сварки узлов из титана. Эксперты указывали, что после развала СССР «титановый» цех попросту «разбомбили», даже документов не сохранилось.
В 2016-м началась работа по модернизации Ту-22М3 в модификацию Ту-22М3М
В начале 2016 года КАЗу пообещали комплексную модернизацию — первую со времен СССР. Заводу посулили золотые горы, а главное — тотальное перевооружение основных производств. Все должно было быть завершено к 2020-му, но пока проект так и не завершен.
В 2016 году же началась работа по модернизации дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 в модификацию Ту-22М3М. Прототип выкатили в августе 2018-го.
В январе 2018 года завод поднял достроенный из советского задела Ту-160. Тогда же в присутствии президента РФ Владимира Путина был подписан контракт на 10 самолетов. Первый новый Ту-160М подняли в январе 2022-го. Как стало известно в ходе визита главы государства на завод в минувшем феврале, на сегодня готовы 6 Ту-160М: четыре — доведенные до этого стандарта строевые машины; еще один — опытный самолет; один — первый серийный ракетоносец.
Весной 2022 года Минниханов на фоне западных санкций предложил возобновить строительство Ту-214
В сентябре 2021 года тогда еще президента Татарстана Рустама Минниханова назначили председателем совета директоров «Туполева». Здесь надо отметить, что за годы правления Савицких «Туполев» все больше привязывался к Казани. Даже поговаривали о переезде фирмы в столицу РТ. Особенно живо это обсуждали в 2020-м, когда стало известно, что на КАЗе развернута программа подготовки завода к максимально полному объему испытаний самолетов.
Весной 2022 года Минниханов на фоне западных санкций, наложенных на авиаотрасль, предложил возобновить строительство Ту-214. В июле 2023-го было принято решение о финансировании данного проекта и о новой модернизации КАЗа. Дальнейшая история у всех на виду. Пока, вопреки обещаниям, не построено ни одного самолета.
Николай Савицких работал на КАЗе 11 лет
Почему выбран Миргалимов
Как можно оценить деятельность Савицких в Казани? Мнения об этом расходятся радикально. «Приход Савицких в „Туполев“ и на КАЗ — дикое недоразумение, — уверен один из наших источников. — Но, если был нужен выключенный из процесса человек, готовый козырять любому решению, самое то».
С такой точкой зрения абсолютно не согласен председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. «Я знал руководителей КАЗа, начиная с Максимова, и скажу так: Савицких — достойный директор. Он вдохнул в завод жизнь и среди прочего сделал ставку на молодежь. Очень здорово продвинулся в строительных делах: того, что сделали на заводе за последние четыре-пять лет, нет больше нигде. Но сколько проколов было на федеральном уровне… То, что Савицких был неудобен некоторым в коридорах власти, — это точно».
«По моему мнению, Савицких немного отступил от тех правил, которые всегда были на КАЗе, а именно от правильного планирования того, что называется графиком создания заделов по самолетам, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Авиация — это такое дело, где всегда нужно делать только то, что необходимо, а не то, что зачастую диктуют обстоятельства. Надо было принимать жесткие меры, чтобы Ту-214 начали выпускать с 2025 года… Мы с Николаем Владимировичем расходились по вопросам создания кооперации по Ту-214, но я уважительно отношусь к нему за выполнение большой — и на сегодня важнейшей — задачи по Ту-160».
У Александра Бобрышева и Зуфара Миргалимова солидный опыт совместной работы
За последние примерно 5–6 лет не раз возникали слухи о скорой отставке Савицких, и, как утверждают наши источники, несколько раз действительно предпринимались попытки его убрать, но он «казался непотопляемым». Считается, что его отстаивал Юрий Слюсарь, который руководил ОАК до минувшего октября (сегодня он губернатор Ростовской области). Говорят, что между ними товарищеские отношения, и в ОАК их называют земляками — оба с юга России.
Наши собеседники утверждают, что у Савицких с Миргалимовым были напряженные отношения, что стало одной из причин ухода последнего в Луховицы: «У Зуфара всегда было желание изменений, и он постоянно что-то предлагал, в том числе когда приезжало большое начальство. А когда оно уезжало, руководитель его довольно жестко приземлял». В общем, с учетом возвращения Миргалимова и Бобрышева получается эдакая казовско-туполевская «Санта-Барбара». Кстати, наши источники считают, что из Казани Савицких не уедет — останется работать в структурах власти республики.
«Если им удастся подтянуть грамотных ребят, которые за это время поуходили с завода, дело пойдет»
Почему выбор Бобрышева пал на Миргалимова? Как считает бывший директор ульяновского филиала «Туполева» Станислав Рыжаков, дело в солидном опыте совместной работы. «Я знаю, что они отлично понимали друг друга, а когда между руководителями есть такая связь, решения принимаются хорошо, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — А главный момент — Зуфар прекрасно знает Ту-214, досконально понимает процесс сборки самолета». Рыжаков называет Миргалимова грамотным специалистом — внимательным и хорошо умеющим распределять работу на заводе. Не смущает ли эксперта то, что новый директор КАЗа не авиастроитель? «Бывают исключения», — констатирует наш собеседник.
Один из источников «БИЗНЕС Online» на КАЗе характеризует Миргалимова как трудоголика, который вникает во все. «Раньше временами сказывался недостаток профильного образования, но на сегодня Миргалимов уже столько лет проработал на производстве, что серьезно прокачался, — говорит он. — Зуфар не будет делать резких движений — человек осторожный. В плюс ему можно поставить, что он деловой, но не делец. Всегда страшно переживал за завод, например, когда отдавали на сторону композитный цех. Но отношение к нему на КАЗе неоднозначное — есть мнение, что ему не всегда удается задавать работе необходимый ритм».
Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» Каюмов, Бобрышев сделал правильный выбор: «Он сам трудоголик и видит таких людей. Зуфар отдается работе, и важно, что по своему характеру он способен восстановить все, что за эти годы было потеряно в области работы с коллективом. Он умеет выбирать людей и нацеливать их на достижение цели. Если им удастся подтянуть грамотных ребят, которые за это время поуходили с завода, дело пойдет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.