Фарит Ханифов отметил, что в рамках программ по дорожным работам в 2024 году объем финансирования составил 83 млрд рублей, в том числе 9 млрд федеральных средств Фарит Ханифов отметил, что по дорожным работам в 2024 году объем финансирования составил 83 млрд рублей, в том числе 9 млрд федеральных средств Фото: prav.tatarstan.ru

Дорожный бюджет Татарстана в 2025 году снижается с 83 млрд до 29 млрд рублей

С основных дорожных объектов, к которым приковано внимание республики, начал свое выступление министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. «По капиталоемким — это, конечно, М12. В этом году ждем освоения примерно 11 миллиардов, завершаются работы на крупнейшем объекте — обходе Нижнекамска. Также завершаем в текущем году и участок Алексеевск – Альметьевск, почти 145 километров», — заявил он на брифинге в кабмине Татарстана.

Кроме этого, среди затратных отмечены работы на Вознесенском тракте, реконструкция почти 11 км Горьковского шоссе. «И конечно же, новая дорога Ш1 — „Большой Зеленодольск“, она впервые построена в четырехполосном исполнении до крупного узла жилищного строительства. Ожидается, что там будет более 5,7 миллиона квадратных метров жилья, а дорога уже окажется готова», — добавил министр.

От Южки до М7 за 5 минут: Вознесенский тракт станет первым «вылетом» в новейшей истории Казани

Всего же, как напомнил Ханифов, в рамках программ по дорожным работам в 2024 году объем финансирования составил 83 млрд рублей, в том числе 9 млрд федеральных средств. На 2025-й объем финансирования падает почти втрое: бюджет республики по дорогам принят на 29 млрд рублей.

Что касается региональных дорог, то с большой долей вероятности работы по ним удастся завершить в срок. Программа по строительству и реконструкции выполнена более чем на 98%. То же самое и с самой капиталоемкой программой капремонта: из 99 объектов работы завершены на 90. Ее планируется завершить в ноябре. В этом же месяце должны быть закончены работы по ремонту улично-дорожной сети. «Программа „Миллиард по асфальту“, как мы ее называем», — поделился докладчик закулисьем финансово-дорожных обсуждений. В рамках этих работ было обустроено 110 км дорог.

Среди затратных были отмечены работы на Проспекте Победы, реконструкция почти 11 км Горьковского шоссе Среди затратных были отмечены работы на проспекте Победы, реконструкция почти 11 км Горьковского шоссе Фото: «БИЗНЕС Online»

Также закончено обустройство подъездов к 23 фермерским объектам на 280 млн рублей, к 12 садовническим обществам на 300 млн и пяти подъездов к детским лагерям и учреждениям отдыха. Велась работа и в рамках проекта «Безопасные качественные дороги». Как отметил Ханифов, здесь планируемые показатели достигнуты: 106 км дорог приведено в нормативное состояние. Это 51,6% региональных дорог, 85% дорог городских агломераций и 85% дорог, входящих в опорную сеть РФ.

Зачем Ханифов просит тишины?

В завершение выступления министр обратился к журналистам с необычной просьбой: дать дорожникам «две-три недели информационной тишины».

«У нас этот год уникальный, мы завершаем и вводим в эксплуатацию очень много крупных, капиталоемких объектов. Если вы помните, в 2023-м было почти на 245 миллиардов рублей, а в текущем году, возможно, если мы хорошо себя спозиционируем, будет близко к 200 миллиардам рублей, — подводил итог министр. — Если хотите, республика практически идет на уникальный рекорд сдачи объектов. Это может быть более 200 километров четырехполосных дорог. Потому глубочайшая к вам просьба: в информационном поле соблюдать тишину. Это как перед тем, как взять большой вес и пойти на рекорд, стадион замер. Нам сегодня всем надо сосредоточиться на том, чтобы завершить эту работу».

Позже, объясняя свою просьбу, Ханифов пояснил ее не суеверием и интригами, а принципом финансирования регионов федеральным центром.

«Секретов нет, конечно: бюджет Татарстана по дорогам принят на 29 миллиардов рублей, федеральных денег ожидаем около 8 миллиардов. Но я не зря в самом начале сказал: давайте мы объявим тишину, это не просто для красного словца. Сегодня идет формирование бюджета шестилетки в РФ, подход там очень простой: если у вас хорошо, то вам поменьше, если плохо, то вам побольше. Поэтому здесь надо выдержать паузу. Все будет нормально», — отметил министр.

На обходе Нижнекамска и Набережных Челнов менее чем за два года построено 81 км дороги, 10 мостов, пять развязок, 11 путепроводов, выемка грунта составила больше 11 млн кубометров На обходе Нижнекамска и Набережных Челнов менее чем за два года построено 81 км дороги, 10 мостов, 5 развязок, 11 путепроводов, выемка грунта составила больше 11 млн кубометров Фото: rais.tatarstan.ru

Объезд Челнов и Нижнекамска готов на 90%, зимнее обслуживание дорог уже «в полную силу»

Руководитель ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов в минувшие выходные сопровождал раиса РТ Рустама Минниханова на втором за месяц осмотре обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. «Это государственная задача, не шутка», — говорит глава республики на одном из эпизодов официального видео. Так что Мингазов начал доклад с данного проекта.

Менее чем за два года построено 81 км дороги, 10 мостов, 5 развязок, 11 путепроводов, выемка грунта составила больше 11 млн кубометров, перечислял докладчик. На данный момент готовность дороги — 90%, притом что сдать ее нужно в рамках нацпроекта до конца года.

В целом такого объема дорожных работ, как в 2024-м, в истории компании еще не было, признался спикер. Также на декабрь намечено открытие после реконструкции участка дороги М7 «Волга» около Иннополиса. «Это долгожданный объект», — описал Мингазов.

Пока не так близок к запуску участок трассы Р239 Казань – Оренбург с 20-го по 41-й километр, включающий обход села Сокуры. Здесь работы выполнены на 17%, это «очень необходимый объект». По плану завершение реконструкции намечено на 2026-й, но «Волго-Вятскуправтодор» ориентируется на запуск обновленной дороги с опережением — в следующем году.

Параллельно идет капремонт с расширением до четырех полос подъездов от М7 к Перми и Ижевску, еще двух — к дороге Р-239. По графику завершение в 2025–2026-х, но «если будет необходимое финансирование», то в следующем году объекты будут готовы. На 9 участках М7 ремонтировали изношенные участки. «Всего в 2024-м был уложен 1 миллион 830 тысяч тонн асфальтобетонных смесей на площади 5 миллионов 400 тысяч квадратных метров. Вы понимаете, это такие огромные цифры для управления, дорожников!» — кажется, сам не верил в показатели руководитель «Волго-Вятскуправтодора». Если сравнивать, это все равно что заасфальтировать четверть главных дорог Казани (общая площадь дорог I категории — 22 млн «квадратов»).

Пока не так близок к запуску участок трассы Р-239 Казань-Оренбург с 20-го по 41-й километр, включающий обход села Сокуры. Здесь работы выполнены на 17% Пока не так близок к запуску участок трассы Р239 Казань – Оренбург с 20-го по 41-й километр, включающий обход села Сокуры. Здесь работы выполнены на 17% Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается обслуживания дорог республики зимой, им занимаются 7 подрядчиков: «Волгадорстрой», «Татавтодор», «Стройинжиниринг», «Алексеевскдорстрой», «Татнефтедор», МДСУ-1 и «Автодоринжиниринг». Заготовлено 122 тыс. т песка и 37 тыс. т соли. 4,5 тыс. противогололедного материала использовано, дорожники уже работают в полную силу, заверил спикер. Зимнее содержание дорог идет по долгосрочным контрактам с подрядчиками до 2026 года, уточнил в своем докладе директор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов. Техники у всех компаний достаточно, всего на региональных дорогах задействовано порядка 1,1 тыс. единиц. Сообщить о проблеме с содержанием можно по номеру горячей линии минтранса РТ (843) 291-91-91.

Казань в этом году получила на дорожную сеть и дворы финансирование на сумму более 31,2 млрд рублей, порадовался зампред комитета внешнего благоустройства столицы Татарстана Марсель Ахметзянов. Из них 17,1 млрд рублей пошло на строительство и реконструкцию дорог, 10 млрд — на городскую улично-дорожную сеть, еще 3,7 млрд рублей — на программу «Наш двор». 2,4 млн кв. м — общий объем ремонта и строительства дорог. Самые крупные проекты — реконструкция Горьковского шоссе и строительство Вознесенского тракта, ремонт моста «Миллениум». К саммиту БРИКС в Казани отремонтировали 20 участков дорог и обустроили освещение на 22 улицах.

Дорожные службы Казани перешли на зимний режим с 15 октября. При этом контракты с четырьмя подрядчиками заключены до конца 2024-го. Исполнители на следующий год будут определены по результатам конкурсов в декабре, уточнил Ахметзянов. Городской парк уборочной техники составляет 562 единицы.

«Вознесенский тракт — первая подобная трасса для нашей столицы. Платная, вылетная магистраль. Мы уповаем на то, чтобы таких дорог у нас в столице будет много» «Вознесенский тракт — первая подобная трасса для нашей столицы. Платная, вылетная магистраль. Мы уповаем на то, что у нас в столице будет много таких дорог» Фото: «БИЗНЕС Online»

Платные дороги: чтобы первый блин не оказался комом, власти тщательно считают тариф

Отвечая на вопросы журналистов в конце мероприятия, глава министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана подробнее остановился на главных дорожных объектах, которые должны быть сданы в этом году. В частности, он затронул тему планируемых тарифов на Вознесенском тракте и участке Алексеевское – Альметьевск.

«Вознесенский тракт — первая подобная трасса для нашей столицы. Платная, вылетная магистраль. Мы уповаем на то, что у нас в столице будет много таких дорог, по которым можно заезжать и выезжать из столицы в течение 10−15 минут, может, даже и меньше… Максимально станут учитываться балансы между интенсивностью, сбором денег», — заявил Ханифов.

Для нашей столицы есть четыре критических выезда — по ним, может быть, тоже попробуем пойти по такому же (платному — прим. ред.) пути.
Фарит Ханифов министр транспорта и дорожного хозяйства РТ
Фарит Ханифов министр транспорта и дорожного хозяйства РТ

«Для того чтобы первый блин не оказался комом, мы очень тщательно рассчитываем, — продолжает министр. — Уверяю вас, что движение окажется комфортным, населению Вознесенский тракт понравится, обременительным он не будет».

Что касается трассы М12, которая скоро отметит год с момента своего запуска, то здесь продолжается обустройство зон отдыха для водителей Что касается трассы М12, которая скоро отметит год с момента своего запуска, то здесь продолжается обустройство зон отдыха для водителей Фото: «БИЗНЕС Online»

Фарит Мударисович объяснил, что стоимость проезда рассчитывается по нормативно-правовым актам. В них учитываются сроки возврата кредитов, которые берет концессионер, рассчитывается комфортная интенсивность. Такой же принцип расчета происходит сейчас и по участку Алексеевское – Альметьевск. В настоящее время его готовность составляет более 98%, рабочие устанавливают знаки, наносят разметку и монтируют сетку от животных на протяжении всех 140 километров.

«В 5–10-х числах декабря работы эти завершаются полностью», — подчеркнул глава ведомства.

Что касается трассы М12, которая скоро отметит год с момента своего запуска, здесь продолжается обустройство зон отдыха для водителей. Впрочем, как отметил министр, такая работа ведется на всех трассах республики. «На нашей дороге М7, обходе Нижнекамска и Челнов, недавно смотрели заправку, которую „Татнефть“ построила. Очень хорошая — кофе попили, уже готова. На Шали – Бавлы такой комплекс есть, там тоже, так скажем, кофе попили», — поделился он.

Кроме того, в этом году будет учтен опыт предыдущей зимы, к содержанию трассы в данный период подойдут более ответственно. «Не секрет, что доходило до того, что привлекалась дополнительная техника с дороги М11 Москва – Питер. В этом году были сделаны соответствующие выводы, подрядная организация укомплектована техникой и кадрами», — добавил Ханифов.

Благотворительность на 80 миллионов? Экраны на «Миллениуме» у гостиниц Зиганшина не прошли проверку ФАС

Прозвучал и вопрос о развитии истории вокруг установки защитных экранов возле «Миллениума». По результатам проверки УФАС по РТ оказалось, что эти экраны были установлены досрочно — еще до заключения контракта. После их установки административно — штрафом в 50 тыс. рублей — наказали должностное лицо «Главтатдортранса». «Вопрос ожидали. Он понятен. Рассматривается руководством города и республики. Когда будет принято решение, вы о нем, конечно, узнаете», — отметил ведущий брифинг представитель пресс-службы кабмина Татарстана.