Банк России на этой неделе запустил народное голосование за объекты Приволжского федерального округа, которые нужно изобразить на новой тысячерублевке. Предлагается выбрать из 25 достопримечательностей, из них Казань представляют три — главный корпус КФУ, центр семьи «Казан» и Дворец земледельцев. При этом изначально планировали поместить башню Сююмбике с полумесяцем и бывшую Дворцовую церковь в Казанском кремле, но случился скандал. А вам за Казань обидно? А за башню Сююмбике и полумесяц? Вы бы за какой казанский объект проголосовали? И вообще, вам насколько важно, что на купюре изображено? «БИЗНЕС Online» отвечают Максим Шевченко, Александр Дембич, Радик Абдрахманов, Сергей Саначин, Айрат Фаррахов и другие.
Максим Шевченко журналист— Я бы, конечно, проголосовал за Казанский кремль в любой ситуации. Он самый узнаваемый, красивый. Чтобы полюбоваться видом на кремль, люди со всего мира приезжают. А второй объект по узнаваемости — это «Чаша», Дворец бракосочетаний. Третьим местом по значимости для меня был бы, конечно, университет. Потому что это один из старейших университетов России.
А ваш Дворец земледельцев, который на набережной стоит, мне никогда не нравился, честно скажу. Слишком аляповатый, на мой взгляд. Новорусский какой-то или новотатарский. Здание интересное, но не является чем-то таким экстраординарным. «Чаша» интереснее, она какая-то необычная, символическая. Но, на мой взгляд, альтернативы Кремлю быть не может. Зря поддались и отказались от изображения башни Сююмбике в Кремле.
Насколько важно, что изображено на купюре? В общем-то, это эксплуатация каких-то чувств — национальных или патриотических. На купюрах разных стран изображены портреты политических деятелей, которые соответствуют сегодняшней политической линии. На других купюрах вообще ничего нет: одни абстрактные знаки, как на современных купюрах Европейского союза. На других купюрах — еще что-то. Я бы вообще не использовал эти виды городов. Всегда кто-то чем-то будет недоволен. Почему этот город, а не наш? Почему Казань, а не Саратов? Хотя что там в Саратове изображать — он полуразрушенный. Гостиницу «Братислава», что ли?
В общем-то, мне кажется, это настолько надуманная и фальшивая тема… Сама по себе. Но уж если что-то изображать, то изображать надо политические и духовные символы. И это Казанский кремль, безусловно.
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»— Из этих трех [объектов в Казани] я бы однозначно проголосовал за минсельхоз (речь о Дворце земледельцев, где расположено министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, — прим. ред.). Даже без разговоров. Потому что он мне напоминает Казанский собор в Санкт-Петербурге. Это его «перепев». Если вы когда-нибудь смотрели на Казанский собор со стороны канала Грибоедова, от Кунсткамеры, то вам это бы очень напомнило фасад [здания] минсельхоза. Именно поэтому.
А насчет того, насколько мне важно, что изображено на денежной купюре… Хороший вопрос. Конечно, очень важны цифры, которые изображены на ней, то есть ее номинальная стоимость. И я, например, не против, что самые красивые места страны там изображены. Никогда не думал об этом, но не возражаю насчет того, чтобы там были какие-то изображения городов. Это, конечно, лучше, чем президенты Соединенных Штатов Америки. Правильная традиция. Вы обратили внимание, что после Ленина не изображают руководителей страны? Ни тебе Екатерины, ни тебе Александра, ни тебе Ленина, а только сплошные Архангельски и Ярославли.
Александр Дембич завкафедрой градостроительства КГАСУ, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ— Из трех представленных объектов я бы проголосовал, наверное, за КФУ. Потому что нашему университету в этом году исполнилось 220 лет. В 1804-м он был основан. Поэтому он действительно является одним из символов Казани. Это один из старейших университетов в России! А Дворец земледельцев довольно новое строение, к тому же очень спорное. Оно в таком эклектичном стиле построено и далеко не всем нравится, специалистам в первую очередь. «Чаша» тоже относительно новый объект, и он как бы не символизирует историю Казани.
Насколько важно, что изображено на купюре? На мой взгляд, это не очень важно, потому что 99 процентов людей, как я думаю, вообще не обращают на это внимания.
Рустэм Ямалеев президент общественной организации «Национальный конгресс татар и тюркских народов»— Обидно и очень больно в какой-то степени, да. Мы каждый год ездим на могилу Сююмбике. Она же на самом деле похоронена все-таки в Рязанской области, в Касимове. Мне обидно в том смысле, что все-таки недооценена и недопонята роль татарской нации в истории становления российского государства. Если взять татар – промышленников, химиков, художников, врачей и взять центр Казани. Столица РТ в истории России всегда играла огромнейшую роль, поэтому все три объекта, конечно, поместить бы.
Все-таки мы должны понимать, что в Татарстане больше населения мусульманского, и поэтому, наверное, мусульманский символ был бы более здесь логичен, уместен. А из другого, может быть, какого-то региона — пожалуйста, там может быть и православный. Это, казалось бы, не совсем сложный, большой вопрос, но из таких мелких вопросов потом складывается отношение к нации, к людям из Татарстана. И эти мелочи мы не должны упускать. Мы должны максимально рекламировать бренды Казани, республики. Побольше бы этикеток, лейблов каких-то чего-то.
Я бы проголосовал за университет, наверное. «Чаша» — это новый объект, а Дворец земледельцев уникален, но он же тоже новодел. Только университет, который сыграл огромную роль во всей науке не только в России, но и в мире.
Мне очень важно, что изображено на купюре. Потому что, как говорится в одном фильме, за державу обидно. Поскольку я занимаюсь именно национальным вопросом, продвижением национальной культуры, для меня это очень близко, дорого и обидно.
Рамиль Мифтахов президент ассоциации турагентств РТ— У меня нет конкретного мнения, за какой объект проголосовать. Если это были бы наши скрепы — башня Сююмбике, церковь в Казанском кремле, то да, я бы на них в первую очередь акцентировал свое внимание. А так как наши национальные скрепы не вошли… Вошли объекты, наверное, не хуже, такие как Казанский университет и «Чаша», которая тоже является символом Казани, современным символом, как и здание нашего министерства сельского хозяйства. Но в данном случае мне все равно, какой из современных символов будет изображен на тысячерублевой банкноте.
Насколько мне важно, что изображено на купюре? Вообще неважно! Помните первую историю, когда мы участвовали во всенародном голосовании, чтобы изобразить Казань? И тогда тихо в одностороннем порядке нас слили. После того этот внутренний азарт и желание, чтобы Татарстан был где-то отражен, у меня лично перегорели. В плане продвижения Казань и РТ и так узнаваемые, и неважно, на какой купюре они изображены. Мы уже достигли определенного уровня узнаваемости в России, поэтому для нас это не является сейчас какой-то приоритетной задачей. Расположат на купюре — прекрасно. А не расположат — мы все равно результатов, которые перед собой поставили, по принятию и обслуживанию туристов, достигнем. И неважно, есть мы на купюре или нет.
Радик Абдрахманов совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым»— Ну это все знаковые места, и в визуальной картинке Казань узнается. Конечно, было бы здорово, если бы на тысячной купюре была изображена башня Сююмбике, потому что это наш Кремль, это самый центр, это богатая история, связанная с башней, легенды. Всех туристов везут туда. Конечно, она выигрывает у всех остальных объектов.
[Центр семьи] «Казан» — это как символ семьи, университет — символ знаний, Дворец земледельцев — это наше земледелие. Все объекты знаковые, даже затрудняюсь сказать… Но я бы, наверное, университет все-таки рекомендовал, потому что это более историческое здание. Потому что «Чаша» и Дворец земледельцев — это новые издания. Хотя «Чаша» тоже красиво смотрелась бы на купюре.
Важно ли, что изображено на банкноте? Наш город достоин быть на купюре, это придает статус и уважение нашей республике, нашему городу. А что там будет изображено, это должно быть узнаваемо всеми. Чтобы считывалась Казань, чтобы по купюре, по визуализации узнавали наш город. Я думаю, это статус для столицы РТ, определенная реклама. Это и для всей страны, для туристов. Здесь, я считаю, мы достойны быть на купюре. Потом, ведь не только в нашей стране пользуются этими купюрами. Иностранные граждане тоже это видят, туристы приезжают со всего мира, стран СНГ, и будет классно, круто, что исторические объекты нашего города окажутся размещены.
Миляуша Таминдарова руководитель и дирижер камерного хора РТ, народная артистка РТ— Может быть, религиозные объекты действительно на купюрах не стоит делать. Но мне кажется, что однозначно не Дворец земледельцев и не какие-то новоделы должны быть. С Казанским университетом хорошая история была бы. Какие объекты еще можно было бы предложить? Я считаю, что очень красиво у нас выглядят Ратуша, выглядит оперный театр, художественное училище, общий контур Кремля. Почему бы нет? Если без каких-то подробностей, без полумесяцев и крестов, культовых таких принадлежностей, то вполне это могло бы быть.
Для меня то, что изображается на купюрах, вообще неважно. Уже скоро купюры-то отойдут в прошлое. Честно говоря, я что-то никогда не задумывалась об этом. Деньги — это вещь, в моем понимании, все-таки не такая чистая, как субстанция, чтобы бороться за духовность их изображения. Меня, как мусульманку, все изображенное [на деньгах] совершенно не волнует. Это не та проблема, которую так горячо надо решать.
Фарит Фарисов председатель татарской национально-культурной автономии Москвы, зампредседателя ДУМ РФ по особым поручениям— Тут нужно рассматривать с точки зрения консолидации общества. Если мы видим, что кого-то затрагивает, кого-то не затрагивает, нам этот момент лучше упустить. Как никогда сейчас нужна консолидация общества, а не споры по пустым вопросам. У нас есть масса других вопросов. Это как с праздниками: надо устанавливать и отмечать те праздники, которые нас объединяют, а не те, что разъединяют.
Что касается предложенных объектов, то, конечно, это КФУ. Дворец земледельцев вызывает некоторые вопросы, по поводу центра семьи — объект построен недавно. Естественно, КФУ — это центр образования, на который указывали еще сами Шигабутдин Марджани и Каюм Насыри. Это центр образования, там великие профессора. Это то, что нас выделяло столетиями. Это показывает, что наш университет не только давал образование, но и воспитывал, а воспитание важнее знаний. Поэтому я целиком и полностью за КФУ. Тем более в том ракурсе, что он сейчас межконфессиональные вопросы поднимает, конференции проводит.
А так мне абсолютно неважно, что изображено на купюре. Мне важно, сколько получают наши люди. Чтобы у них были деньги, и неважно, какого цвета и какое количество объектов там нарисовано. Самое главное — покупательная способность. Мы должны бороться за то, чтобы у людей были средства для того, чтобы достойно жить. Очень некрасиво, когда богатые думают только о своем богатстве, а не думают о бедных. Бедные могут сделать так, что богатые никогда больше не будут думать ни о чем. Богатство дается для того, чтобы ты помогал другим. Бог тебя проверяет, он дает тебе деньги для того, чтобы ты разумно распределял, дает себе силу для того, чтобы ты защищал слабых. Это везде. И в Торе, и в Библии, и в Коране.
Сергей Саначин главный архитектор проектов центра разработки генерального плана Казани, градостроитель— Мне интересно, а кто эти три объекта придумал выдвинуть на голосование, эти три варианта? Банк России не знает, что у нас происходит, [значит], это кто-то выдвинул из Казани. Конечно, фамилии мы не узнаем, но организацию хотя бы? Вот это бы интересно узнать. Мое мнение однозначно — конечно, Казанский университет. Дворец земледельцев вообще надо было снести. Как его можно выдвигать на голосование? Это примерно то же самое, как назвать улицу именем Назарбаева. То же самое — Дворец земледельцев. Это издевательство над коренными казанцами! Так что университет, если кратко.
Конечно, каждый кулик любит свое болото, и нам хотелось бы, чтобы Казань тоже присутствовала на банкнотах. А то у нас Ярославля уже два [изображения], еще какие-то города есть. Конечно, хотелось бы, чтобы и Казань была.
Айрат Фаррахов депутат Госдумы от Татарстана— На мой взгляд, конечно, символ Казани — это Кремль и Сююмбике. Наиболее древний и узнаваемый. Сегодня очень много символов появляется в столице РТ, но, вообще, символы — это вопрос довольно субъективный. Очень много людей ездят в Казань, приятно, что у каждого есть свои воспоминания. Но для меня Сююмбике и Кремль — это символ Казани. Но о вкусах спорить очень сложно. Здесь трудно проявить единую позицию, единую точку зрения. Для меня это так.
Важно ли, что изображается на купюрах? Да. Это значимое уважение. Мне кажется, это предмет гордости был бы для Татарстана. Это дань уважения на федеральном уровне. У нас огромная федеративная страна, у нас действительно очень много чудес света, достопримечательностей, и, если изображается какой-то объект, это все-таки весьма значимо. А если наши объекты не выиграют в этот раз, так выиграют в другой. В любом случае на этом не закончатся такие конкурсы.
Мы должны понимать, что и другим тоже победы нужны. И не в этом заключается всеобщее признание по большому счету. Тем не менее, конечно же, эти победы важны, и мне бы хотелось, чтобы какой-то объект из Казани оказался на купюре.
Фаузия Байрамова общественный деятель, писательница, краевед— Для татар, живущих во всем мире, Казань ассоциируется с башней Сююмбике. Все туристы в первую очередь идут туда. Везде так принято, что туристы всегда отправляются посмотреть наиболее древние объекты. А вся наша древность в Казанском кремле, от этого никуда не денешься. Неважно, какого она века, XVI или XVII, она все равно старинная. По моему мнению, на купюре должна быть Сююмбике. Тем более что во всем исламском мире, в Турции именно башня признана как символ Казани, символ ислама.
Сейчас у нас самые теплые контакты с мусульманскими странами. И им было бы хорошо показать, что вот, смотрите, ислам в России признанная религия, даже на купюрах есть минарет, полумесяц. Это было бы козырем. Но в силу известных причин ее не разместили.
Если надо выбирать из трех предложенных объектов, конечно, я бы выбрала КФУ с его древними колоннами. Университет хотя бы самый древний из трех предложенных зданий. У всех у нас судьба связана с университетом, почти вся татарская и русская интеллигенция там училась, не говоря уже о таких фигурах, как Владимир Ленин и Лев Толстой. Поэтому на купюре должен быть КФУ, так как остальные объекты — новоделы. Да, они красивые, но не исторические. Может, станут таковыми через 100–200 лет, но пока еще нет.
Мне лично непринципиально, что изображено на купюре. Но все равно, когда, например, выезжаешь за границу и видишь на их купюрах изображения исторических личностей, даже по деньгам можно изучать историю народа, узнать историю города. Поэтому с исторической точки зрения это, может быть, и нужно. Пройдут сотни лет, и по купюрам будут изучать историю, как сейчас мы изучаем по керенским деньгам. В музеях размещают царские банкноты, представляющие художественную ценность.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.