Жители Татарстана уже давно через госуслуги отдают детей в детский сад, подают заявление на заключение брака, записываются к врачу и обращаются за решением десятков других вопросов Жители Татарстана уже давно через «Госуслуги» отдают детей в детский сад, подают заявление на заключение брака, записываются к врачу и обращаются за решением десятков других вопросов Фото предоставлено пресс-службой ИТ-парка

Как развиваются Госуслуги РТ?

Возможность получать услуги в электронном виде появилась у жителей Татарстана гораздо раньше, чем у всех остальных жителей страны после появления единого портала госуслуг. К 2021 году все 76 массовых социально значимых услуг регионального и муниципального уровня были переведены в электронный вид. А к 2022 году в «цифру» перевели уже больше 300 услуг. Сейчас портал объединяет 468 видов электронных услуг и сервисов. На этом работа не останавливается. Обновляются уже существующие сервисы и внедряются новые, ускоряется время получения услуг, меняется и сам принцип их оказания.

Жители Татарстана уже давно через «Госуслуги» отдают детей в детский сад, подают заявление на заключение брака, записываются к врачу и обращаются за решением десятков других вопросов. Но функционал портала настолько широк, что здесь можно получить ответ практически на любой вопрос. Неслучайно в минцифры РТ платформу называют «маркетплейсом жизненных ситуаций». Рассказываем о нескольких неочевидных услугах и сервисах, которые можно найти на татарстанском портале уже сейчас.

Через суперсервис «Локоло» можно оплачивать штрафы, налоги, услуги детского сада, записываться на прием в МФЦ, пополнять образовательную карту, а также подавать заявления на более 300 государственных и муниципальных услуг Через суперсервис «Локоло» можно оплачивать штрафы, налоги, услуги детского сада, записываться на прием в МФЦ, пополнять образовательную карту, а также подавать заявления более чем на 300 государственных и муниципальных услуг Фото предоставлено пресс-службой ИТ-парка

Аренда квартиры без посредника

С 2024 года большинство функций портала госуслуг появилось в суперсервисе «Локоло». Изначально он задумывался как государственный сервис для общения с соседями и решения жилищных вопросов, но постепенно функционал расширился.

Одна из последних новинок — аренда недвижимости без посредников. В этом сервисе жители Татарстана, которые хотят арендовать жилье, могут найти только проверенные объявления и общаться напрямую с владельцами квартир. Публикация доступна исключительно собственникам после подтверждения собственности через «Госуслуги» и Росреестр. Сервис работает во всех городах Татарстана, без комиссии. Фильтры по срокам аренды, типу недвижимости и другим параметрам позволят посмотреть наиболее подходящие варианты, при этом данные о факте сдачи недвижимости нигде не хранятся.

А еще через суперсервис «Локоло» можно оплачивать штрафы, налоги, услуги детского сада, записываться на прием в МФЦ, пополнять образовательную карту, а также подавать заявления на более 300 государственных и муниципальных услуг.

В целом, за 2024 год жители республики оплатили через портал более 100 млн услуг на сумму свыше 26 млрд рублей В целом за 2024 год жители республики оплатили через портал более 100 млн услуг на сумму свыше 26 млрд рублей Фото предоставлено пресс-службой ИТ-парка

Автоотправка показаний счетчика

Многие уже давно подают показания счетчиков через портал татарстанских госуслуг или через «Локоло». Здесь удобно и оплачивать услуги ЖКУ без комиссий. При оплате картами Ак Барс Банка комиссия не взымается, можно оформить виртуальную карту госуслуг и оплачивать любые услуги на портале. В целом за 2024 год жители республики оплатили через портал более 100 млн услуг на сумму свыше 26 млрд рублей.

Под Новый год в приложении «Локоло» появилась возможность включить автоотправку показаний счетчиков. Функция для тех, кто постоянно забывает подавать данные вовремя или просто хочет автоматизировать этот процесс. Система будет сама отправлять показания на основе усредненных значений последних месяцев. Также в приложении появилась возможность просматривать историю показаний и статистику счетчиков, настраивать их названия по усмотрению, получать уведомление о необходимости поверки счетчика.

У пользователей появилась возможность получить градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания и других услуг, связанных со строительством У пользователей появилась возможность получить градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания и других услуг, связанных со строительством Фото: ru.freepik.com

Получить разрешение на строительство можно на 50 дней быстрее

Обработка большинства услуг происходит на «Прикладной платформе государственных и муниципальных услуг». В ней разные ведомства могут взаимодействовать друг с другом и оперативно получать доступ к необходимой информации. На платформе работают 5 тыс. госслужащих, 530 заявлений здесь рассматривается ежедневно.

В 2024 году платформа была также интегрирована с 10 услугами государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Так, у пользователей появилась возможность получить градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию здания и другие услуги, связанные со строительством. Срок оказания каждой был сокращен на 5 дней. Значит, суммарно получить все необходимые разрешения, утвердить схемы и пройти согласования можно на 50 дней быстрее, чем раньше. В целом в прошлом году был проведен реинжиниринг 42 госуслуг.

Проверка наличия автомобиля на спецстоянке

Еще один уникальный сервис на местных госуслугах — проверка наличия авто на спецстоянках. Здесь можно посмотреть, на какую стоянку эвакуировали транспорт. Для этого на портале Госуслуг РТ нужно указать данные автомобиля: тип транспортного средства, его госномер, серию и номер свидетельства о регистрации.

Но есть и вариант проще: указать в профиле данные своего автомобиля, и тогда, если его эвакуируют на спецстоянку, пользователю придет пуш-уведомление.

На портале есть целый набор услуг для автомобилистов. Здесь можно проверить наличие штрафов и оплатить их, записаться в МФЦ для замены или выдачи водительского удостоверения, оплатить госпошлину для регистрации авто и получить другие услуги.

Онлайн-прием в ГАИ через VK

Татарстанцы могут записаться на онлайн-прием в ГАИ и получить консультацию инспектора прямо через сервис «VK Звонки». На приеме можно получить информацию о наличии штрафов, обжаловании постановления об административном правонарушении, проконсультироваться по теме работы службы судебных приставов по взысканию штрафа. Услуга доступна пользователям с подтвержденной учетной записью ЕСИА.

Также в VK жители Татарстана могут получать уведомления, например, о штрафах за нарушения ПДД, а также записываться на прием к врачу. В этом году планируется добавить функцию подачи показаний счетчиков.

Для того, чтобы получение госуслуг было для жителей максимально удобным, в казанском ИТ-парке им. Башира Рамеева работает специальная нейролаборатория им. Лурия Для того чтобы получение госуслуг было для жителей максимально удобным, в казанском ИТ-парке им. Башира Рамеева работает специальная нейролаборатория им. Лурия Фото: «БИЗНЕС Online»

Чего еще ждать от портала Госуслуг?

Реинжиниринг услуг на татарстанском портале продолжается. Это значит, что сроки получения услуг будут сокращаться все сильнее — вплоть до нескольких минут, в «цифру» перейдет еще больше удобных сервисов. Постепенно внедряются и персональные цифровые помощники и чат-боты, которые упрощают процесс получения услуги.

В этом году минцифры РТ представит масштабное обновление мобильного приложения «Услуги РТ», которым татарстанцы пользуются с 2009-го. Новое приложение будет называться «Госуслуги 2.0» и станет супераппом, то есть объединит в себе множество сервисов. Так, помимо госуслуг, здесь будет доступен функционал приложения для общения с соседями «Локоло» и приложения «Народный контроль». В дальнейшем все новые государственные сервисы, разрабатываемые в Татарстане, также будут появляться в приложении «Госуслуги 2.0».

Ключевым нововведением станет сервис «Госконсьерж», который позволит попасть на прием в МФЦ из любой точки онлайн, с помощью видеозвонка сотруднику. У татарстанцев даже будет возможность во время разговора отправлять сотруднику фото необходимых документов, которые будут оформляться как сканы. Предполагается, что мера поможет снизить количество очных обращений в офисы МФЦ и сократить очереди. Технически приложение уже готово, осталось завершить организационную работу.

Остается на 2025 год и сверхзадача перейти к «золотому стандарту» оказания госуслуг, когда они предоставляются проактивно, без посещения ведомств и сбора кучи документов.

А для того, чтобы получение госуслуг было для жителей максимально удобным, в казанском ИТ-парке им. Башира Рамеева работает специальная нейролаборатория им. Лурия. Здесь исследуется весь пользовательский опыт: замеряется удобство и простота заполнения документов, работоспособность и доступность сервисов. Для этого в том числе проводятся и нейрофизиологические исследования: отслеживается движение глаз, активность мозга, определяется уровень стресса респондента во время исследования и другие параметры. Первый сертификат соответствия госуслуги принципам клиентоцентричности и стандартам федерального проекта «Государство для людей» был выпущен летом прошлого года. Всего лаборатория направила 21 рекомендацию по улучшению портала. Часть из них уже выполнена, остальные планируется реализовать до конца июля этого года.

Среди других планов на 2025 год — введение опросов жителей, внедрение возможности записаться в социальные учреждения, например в суд, загс, социальную защиту, исполком и другие. Также в этом году на сайте может появиться возможность получения и оплаты начислений за проезд по платным дорогам, оплаты кружков, секций и начислений в садоводствах.