Запрет поставок российского газа в Европейский союз станет экономическим ударом как для России, так и для стран ЕС. При этом наибольшие негативные последствия могут ощутить государства, выступающие против таких ограничений, и южные европейские страны, которые до сих пор продолжали получать российский газ через «Турецкий поток». Об этом заявил директор факультета государственной и муниципальной политики университета «Синергия» Алексей Бычков.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

«Для российского бюджета это не будет серьезной потерей, хотя Европейский союз входит в пятерку основных потребителей российского газа. Просто теперь России придется искать новые рынки сбыта. Это может ударить по таким компаниям, как „Новатэк“, который является основным поставщиком газа в Европу, и (в меньшей степени) по „Газпрому“», — цитирует Бычкова RuNews24.ru.

По его словам, с начала конфликта на Украине в 2022 году ЕС смог частично перестроить систему газовых поставок и снизить зависимость от российского топлива. Сейчас ключевые поставщики газа в ЕС — Норвегия, Алжир и США, которые обеспечивают поставки через СПГ-терминалы.

Эксперт отметил, что изменение баланса на европейском газовом рынке сопровождалось и перестройкой политико-экономических отношений с другими странами. В частности, Азербайджан стал одним из значимых поставщиков газа в Европу.

Напомним, на днях совет Европейского союза окончательно согласовал план, предусматривающий полное прекращение импорта российского газа. Против решения проголосовали Венгрия и Словакия. Поставки российского сжиженного природного газа (СПГ) в страны ЕС будут полностью запрещены с 1 января 2027-го. Импорт трубопроводного российского газа должен быть остановлен позже — к 30 сентября того же года.

В октябре вице-премьер РФ Александр Новак рассказал, что доля российского газа в энергобалансе Европы сократилась вдвое — с 44 до 19%, при этом поставки все еще есть. Вместе с тем он отметил, что Россия при запросе готова нарастить поставки газа в Европу. По словам вице-премьера, страна открыта к диалогу: «Если возникнет потребность, будет расширяться количество разумных стран, которые хотят сотрудничать и обеспечивать свой энергобаланс надежно и дешево, мы готовы. У нас есть энергоресурсы».