Елена Ямпольская : «Здесь нет такого народа или национальности, у которых не было бы своих больших праздников, которым бы чинились какие-то препоны. Напротив, относятся очень трепетно» Елена Ямпольская: «Здесь нет такого народа или национальности, у которых не было бы своих больших праздников, которым бы чинились какие-то препоны. Напротив, относятся очень трепетно»

«Мы в России у себя никаких «плавильных котлов» не создавали»

«Вот так едешь по Казани — и гордишься», — писала накануне выездного заседания комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская в своем телеграм-канале, приложив фото баннера спектакля «Джалиль» на фасаде казанской оперы. Впрочем, повод для гордости сомнительный, если учитывать, что татарские оперы идут здесь 2–3 раза в год, а конкретно «Джалиля» покажут в 15:00 в будний день для призывников. Т. е. на подобный «детский утренник» даже не продают билеты, хотя это единственный показ спектакля за весь театральный сезон. Иными словами, у обычного горожанина нет возможности насладиться шедевром Назиба Жиганова в стенах единственного в республике театра оперы и балета.

Вернемся к заседанию. Глава профильного комитета Госдумы привезла с собой из Москвы федерального замминистра культуры Андрея Малышева, коллег по Думе — актрису Елену Драпеко и певца Дениса Майданова и др. Перед мероприятием делегатам в Присутственных местах Казанского кремля по традиции показали выставку национальных костюмов, украшений и инструментов, а сама Ямпольская в честь 224-го дня рождения Александра Пушкина прочитала отрывок из стихотворения «Сказка о царе Салтане».

«Вот так едешь по Казани — и гордишься», — писала Елена Ямпольская в своем телеграм-канале, приложив фото баннера спектакля «Джалиль» на фасаде казанской оперы. Впрочем, повод для гордости сомнительный

«Говорить мы сегодня будем, как мне кажется, в первую очередь о красоте…» — пространно начала официальную часть мероприятия Ямпольская — кстати, парламентарий от Татарстана. Депутат предложила не останавливаться только на законотворчестве и обсудить беспокоящие вопросы в сфере сохранения культурного наследия, которые нужно решить. Татарстан выбрали для заседания, потому что республика «чрезвычайно высоко держит планку» в вопросе сохранения этнокультурного разнообразия. «Здесь нет такого народа или национальности, у которых не было бы своих больших праздников, которым бы чинились какие-то препоны. Напротив, относятся очень трепетно», — расписывала она республику, от которой избралась в Госдуму. Невольно возникает вопрос: если все так прекрасно, может быть, совещание нужно было провести в другом, «проблемном» регионе?

Делегатам в Присутственных местах Казанского кремля показали выставку национальных костюмов, украшений и инструментов Делегатам в Присутственных местах Казанского кремля показали выставку национальных костюмов, украшений и инструментов

Владимир Путин не раз говорил, что национальное разнообразие — это безусловное преимущество страны, на всякий случай напомнила спикер. «Потому что мы никогда в России у себя никаких „плавильных котлов“ не создавали, которые потом бурлят и взрываются. Мы никогда не пытались привести всех к единому знаменателю и загнать в какие-то единообразные рамки», — подчеркнула парламентарий, попутно слегка пнув наших «заокеанских партнеров». Наоборот, российское государство стремится сохранить этнокультурное разнообразие, оно защищено и Конституцией РФ, и основами законодательства о культуре, и «очень важным» указом президента РФ о госполитике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Наконец, в конце 2022 года был принят не менее важный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», который и стал главным вопросом обсуждения.

Разумеется, не обошлось без актуальной политической части. «Не секрет, что сейчас России объявлена война, прежде всего в гуманитарном поле, и война эта будет вестись за души наших детей, нашей молодежи. И от того, что мы с вами сегодня обсуждаем, во многом зависит наше будущее», — обозначила Ямпольская значимость мероприятия в Кремле.

Рустам Минниханов в своем обращении (его с выражением и особой гордостью зачитала вице-премьер РТ Лейла Фазлеева) обратил внимание на наработки региона, которые могут пригодиться на федеральном уровне: развитие сети культурных учреждений в муниципалитетах, этнокультурный туризм, работа в сфере народно-художественных промыслов и система образования в сфере культуры и искусства.

Олеся Балтусова Олеся Балтусова: «Уклад вдруг начинает меняться. Туда приходят девелоперы абсолютно без понимания того, как работать с историческим центром»

«Приходят девелоперы абсолютно без понимания того, как работать с историческим центром»

Речь выступавшей следом директора ГБУ «Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры РТ» Алсу Мифтаховой походила скорее на отчет о проделанной работе. Например, в 2022 году в Татарстане выявили 160 объектов, претендующих на попадание в республиканский реестр нематериального населения.

Помощник же президента РТ Олеся Балтусова отметила, что ведет «в аппарате у Рустама Нургалиевича» вопросы охраны исторического наследия уже 12 лет, разрабатывая концепцию не только Казани, но и таких исторических поселений федерального значения, как Чистополь или Елабуга. И вопросы по судьбе таких поселений она назвала острейшими. «Уклад вдруг начинает меняться. Туда приходят девелоперы абсолютно без понимания того, как работать с историческим центром», — сказала Балтусова. Кроме того, она позвала Ямпольскую в Казань 3–4 июля на форум «Ребус», который организует минстрой РТ на площадке IT-парка им. Рамеева.

«Рустам Нургалиевич поддержал и учредил этот форум… Мы там будем обсуждать и вопросы развития городов с точки зрения правового регулирования, и вопросы развития исторических центров городов с точки зрения инвестирования. И одна очень большая сессия у нас будет посвящена нематериальному наследию», — резюмировала помощник Минниханова.

Глава комитета Госдумы, судя по всему, приглашение приняла. А министр культуры РТ Ирада Аюпова напомнила о межведомственном характере проблем и что при обсуждении федерального закона о культуре среди «направлений искусств» фигурировала и архитектура.

«Но сегодня архитектура как искусство и его статус — это довольно размытая история, — считает глава республиканского минкульта. — Получается, что, с одной стороны, у нас архитектура — это компетенция больше министерства строительства, с другой — уклад, традиции и облик пространств связаны с архитектурным обликом, дошедшим до нас. Это правовой пробел». А, если мы не сохраним среду, то не сможем сохранить обряды и прочее. Собственно, поэтому, констатировала Аюпова, они лучше сохраняются в сельской местности, куда еще не добралась урбанизация. Кроме того, она добавила, что были учреждены региональные стипендии для молодых ученых и студентов по различным направлениям для того, чтобы мотивировать их вовлекаться в научные исследования об истинной ценности той или иной локальной традиции.

«Мы сегодня говорили, что костюм — это язык. Кто сегодня знает в современном обществе этот язык? Практически никто. Любой обряд — это язык, набор смыслов, жизнеутверждающих, ценностных смыслов… Вот эту историю, язык нашей традиции, символы нашей традиции нужно возрождать. Их надо системно популяризировать, зафиксировать», — подытожила Аюпова.  

Ирада Аюпова Ирада Аюпова отметила, что при создании и функционировании культурных организаций обычно отталкиваются от численности населения, что не всегда справедливо: «Каравон» — это русское село Никольское. Сколько бы там людей ни проживало, мы должны сохранить данную традицию»

Почему оптимизируют учреждения культуры?

Следующий вопрос, обсуждавшийся на заседании, касался изменений в федеральное законодательство, которые позволили бы предотвратить ликвидацию и реорганизацию учреждений культуры на региональном и муниципальном уровне. По словам Ямпольской, это нынче повсеместная практика под знаменем «популярной сегодня оптимизации». Более того, ей уже не раз вместе с министром культуры России приходилось вмешиваться в подобные вопросы, дабы сохранить те или организации.

Чем может здесь похвастаться Татарстан? «Мы более консервативны в плане сохранения сети [учреждений культуры], — сообщила Аюпова. — И сегодня входим в тройку лидеров [среди регионов РФ] по количеству всех видов муниципальных и государственных учреждений культуры. Так, на сегодняшний день у нас 3 791 учреждение культуры. Для понимания: у нас 1 909 культурно-досуговых учреждений и 1 509 библиотек».

— А в динамике, Ирада Хафизяновна? — поинтересовалась Ямпольская.

— За последние 10 лет в среднем у нас количество учреждений культуры сократилось на 4 процента.

— С чем связано? — уточнила депутат.

По словам министра, в основном причиной является то, что учреждения находятся в неудовлетворительном состоянии, также в селе сокращается численность населения, следовательно, развития нет. Поэтому встает вопрос о целесообразности содержания сети.

«Люди стремятся на Каравон, потому что хотят испытать, что такое Русский мир!»

В продолжение темы Аюпова сообщила, что существует еще одна проблема — фактическое отсутствие «расчетов по нагрузке на работника учреждения культуры». Раньше такие расчеты делали профсоюзы, например, «сколько людей за год должен обслужить библиотекарь». Но сейчас процессы изменились — внедряются современные технологии, которые никак здесь не учитываются. «Есть вопросы инфраструктурной и кадровой обеспеченности. Они должны быть отнормированы сегодня», — сказала Аюпова. Кроме того, сегодня при создании и функционировании культурных организаций обычно отталкиваются от численности населения, что не всегда справедливо. «Без учета того, что есть, например, места бытования локальных традиций, — напомнила Ирада Хафизяновна. — „Каравон“ — это русское село Никольское. Сколько бы там людей ни проживало, мы должны сохранить данную традицию».

Денис Майданов Денис Майданов проехался по артистам-иноагентам, которые остались без аудитории и заработка

Майданов и иноагенты

Когда три вопроса на повестке дня оказалось позади, Ямпольская попросила сначала заслушать депутата Майданова, поскольку ему вскоре нужно было покидать заседание. Оратор перед выступлением признался, что впервые «так глубоко в Казани», указывая на то, что ему все понравилось, и поприветствовал «политическую и культурную элиту» Татарстана. Последние события только подчеркнули важность культуры для страны наравне с экономикой и армией, а спецоперация на Украине запустила «процесс осознания», отметил спикер. По его словам, 30 лет Запад вымывал из россиян их культуру и навязывал свои ценности, но это «доходило не до всех».

«И во многом цели [Запада] были достигнуты — мы получили, не везде, но получили аморфную, нейтральную молодежь, торжество личного», — переживал депутат. И такая политика Запада, с его слов, привела к тому, что молодые россияне абсолютно не хотят участвовать в жизни государства и живут «своей жизнью».

Чтобы исправить ситуацию, предстоит огромная работа во всех сферах культуры. Отдельно Майданов проехался по артистам-иноагентам, которые остались без аудитории и заработка. «Все, что они кричат сейчас из-за рубежа, — это, конечно, агония. Думают, что они кому-то нужны и их мнение что-то значит», — критиковал бывших коллег московский гость. При этом он уверен, что таким артистам в России «очень быстро» найдется замена. Тем более есть и желание, и понимание, и «государственные механизмы». Например, Майданов с помощью фонда президентских грантов проводит детский музыкальный фестиваль «Музыка и развитие», который призвал сделать народное творчество модным. «Мы хотим, чтобы наши дети получили творческий лифт. Чтобы наши звезды были не иноагентами, которым безразлична культура страны», — добавил парламентарий.

Александр Яковлев Александр Яковлев предложил реформировать программы, по которым учатся наши дети в музыкальных школах, добавив туда нескучного контента

После этого Майданов передал слово музыканту и продюсеру Александру Яковлеву, которого он представил как своего «друга и партнера». Короткий спич оратора, в биографии которого было даже выступление на «Золотом граммофоне», заметно оживил мероприятие.

«В вопросе продвижения костюмов [национальных] я скажу, что вас спасет, — сразу заинтриговал Яковлев, обращаясь к сидящей в зале создательнице бренда Buro Banu Элари Шайхи. — У вас прекрасные модели, фантастические. Но обратитесь к практике Dolce & Gabbana, уж извините. Рисунки гжель стали лубочными, неинтересными. Но когда Dolce & Gabbana сделали фантастическую коллекцию с рисунками гжель и одели лидеров мнений и супермоделей, эти рисунки и узоры стали суперпопулярными. Так что вот вам и решение!»

Сам же Яковлев решил поднять проблему «отсутствия лидеров мнений среди музыкантов, выходцев из народной музыки». Пелагее или Марине Девятовой уже за 35, а молодой смены им на этом поприще нет. «В популярной музыке у нас есть лидеры, в роке, в хип-хопе. В народной музыке — нет, — констатировал оратор. — Я вам скажу почему. Потому что формат исполнения нашего народного творчества скучный и несовременный». После Яковлев предложил реформировать программы, по которым учатся наши дети в музыкальных школах, добавив туда того самого нескучного контента.

«Когда Dolce & Gabbana сделали фантастическую коллекцию с рисунками гжель и одели лидеров мнений и супермоделей, эти рисунки и узоры стали суперпопулярными. Так что вот вам и решение!»Фото: © Михаил Фомичев, РИА «Новости»

Но более интересной была реакция Ямпольской. «Я думаю, что у наших коллег из Татарстана здесь своя ситуация, — заметила глава комитета по культуре Госдумы. — В каком-то смысле мы можем назвать ее специфической. Но она будет более благоприятной». Ямпольская напомнила, что в Татарстане на праздниках постоянно слышит «современные обработки, очень крутые аранжировки», в том числе от тех, кто делает татарскую музыку, которую с удовольствием слушают «молодежь и дети» разных национальностей. В ответ Аюпова не без гордости напомнила о лейбле Yummy Music Ильяса Гафарова, занимающегося подобными проектами. Правда, о том, что реальные аншлаги из татарских артистов собирают прежде всего Фирдус Тямаев, Гузель Уразова или Элвин Грей, на мероприятии в Присутственных местах тактично умолчали.

Зато от Ямпольской досталось модельерам Dolce & Gabbana. «В чем прав предыдущий оратор (Яковлев прим. ред.), так это в том, что мы зачастую не видим те драгоценности, которые валяются у нас под ногами. Тем, чем мы располагаем, мы не дорожим. Вот нам надо, чтобы пришли Dolce & Gabbana, которые гораздо более китчевые. Гжель не бывает ни скучной, ни банальной! Гжель великолепна абсолютно, ее не любить нельзя!» — заявила она, призвав избавиться от искусственных механизмов, когда «кто-то показал наше», после чего оно становится популярным. «Нам не нужны два итальянских тра-та-та, чтобы понять, что гжель — это великолепно», — резюмировала парламентарий от Татарстана.