В ближайшее время, по информации сразу нескольких источников «БИЗНЕС Online», один из самых известных мусульманских деятелей республики, имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, покинет свой пост. До 30-летия в качестве первого человека в старейшем и легендарном доме Аллаха Казани, который не закрывался даже в советские времена, он не дотянул всего год. Собеседники говорят, что Мансур хазрат официально уйдет по «собственному желанию», но на деле ситуация выглядит несколько иначе. О том, при чем тут «водяные полы» и управление по организации ритуальных услуг исполкома города Казани, что за должность теперь может занять «самый богатый имам Татарстана» и как комментирует ситуацию сам Джалялетдин, — в материале «БИЗНЕС Online».
Источники газеты сообщают, что скоро свой пост покинет имам-хатыб мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин. Официально — по собственному желанию, однако, как утверждают источники, отставка не является добровольной
Остались недовольны ремонтом?
О настоящей сенсации в мусульманском мире Татарстана, впрочем, выходящей далеко за рамки республики, стало известно «БИЗНЕС Online». Сразу несколько независимых друг от друга источников газеты сообщают, что в ближайшие дни свой пост покинет имам-хатыб казанской мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, занимавший его на протяжении 29 лет. Официально — по собственному желанию, однако, по данным собеседников издания, отставка одного из самых авторитетных деятелей татарстанской уммы не является добровольной. А подвигнул Мансура хазрата на такое решение лично раис РТ Рустам Минниханов.
Источники рассказывают, что все произошло стремительно после того, как 29 августа Рустам Нургалиевич, посещая строительные объекты, готовившиеся к открытию ко Дню республики, побывал и в Аль-Марджани. В знаменитой мечети, которая не закрывалась даже на один день на протяжении более чем двух с половиной веков, прошел капремонт. Стоимость сметы не раскрывалась, но, по данным наших инсайдеров, цена вопроса составила порядка 390 млн рублей, а сам ремонт длился чуть больше года.
Рустам Минниханов, посещая строительные объекты, готовившиеся к открытию ко Дню республики, побывал и в Аль-Марджани. В знаменитой мечети закончился капремонт, но высокая комиссия осталась недовольна, причем речь шла о самом лидере республики
Заказчиком ремонтно-реставрационных работ выступило главное инвестиционно-строительное управление РТ (ГИСУ РТ), подрядчиком — «Татлизинг», а субподрядчиком — казанская ОСК. «Сегодня мечеть воссоздана и приобрела вновь свой первоначальный вид. Мы ее видим так, как наши предки, когда построили вот такую красавицу. Ей почти 300 лет. И вот мы видим, какая она красивая, белокаменная!» — говорил тогда высоким гостям Мансур хазрат. До этого дня с момента начала ремонта, к примеру, в дни мусульманских праздников коллективный намаз здесь приходилось проводить на улице.
«Госприемку» старейшей мечети Татарстана Минниханов провел вместе с госсоветником республики Минтимером Шаймиевым. Председатель госкомитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин ознакомил первых лиц Татарстана с ходом проделанной работы, провел для них экскурсию. Сам же Джалялетдин в разговоре с «БИЗНЕС Online» указывал, что реконструкция успешно завершена, остался лишь ряд недоработок.
Вместе с раисом Татарстана на открытие мечети приехал и первый президент РТ Минтимер Шаймиев
Но высокая комиссия осталась недовольна, причем речь шла о самом лидере республики. «Вам надо было теплые полы сделать электрическими, а не водяными, потому что они долго нагреваются», — указывал Минниханов на конкретные недостатки. И в целом основные претензии были не к качеству работ, а к дизайн-проекту, разработку которого курировал имам-хатыб. Критиковали многое: от экспонатов музея и до выбора обоев. Кроме того, в более узком кругу, как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», Рустам Нургалиевич высказывался еще жестче и даже обратился к Джалялетдину в том духе, что «незаменимых людей не бывает».
Основные претензии были не к качеству работ, а к дизайн-проекту, разработку которого курировал имам-хатыб
Собеседники газеты, близкие к ДУМ РТ, говорят, что многие думали, что все закончится публичной выволочкой от раиса Татарстана, однако Минниханов решил пойти дальше.
Судя по всему, недовольство «водяными полами» стало некоей последней точкой. Не секрет, что в умме было довольно неоднозначное отношение к Мансуру хазрату. К тому же вокруг Джалялетдина в последние годы происходили некоторые скандалы. В 2018-м фигурантом уголовного дела о поддельных дипломах стал имам мечети и директор вероисповедального кладбища Рамиль Мингараев, по слухам, вопросы у силовиков были и к его шефу. А первое мусульманское кладбище России, построенное после революции, было яблоком раздора Аль-Марджани и управления по организации ритуальных услуг исполкома города Казани. Имам-хатыб мечети создал свое ООО «Ритуальные услуги», которое со временем оказалось одним из лидеров рынка ритуальных услуг (только в 2021 году оно заработало более 60 млн рублей), и не пускал на свою площадку конкурентов, включая представителей муниципалитета.
Критиковали многое: от экспонатов музея до выбора обоев
В ДУМ РТ нам не смогли дать оперативный комментарий о судьбе многолетнего руководителя культового сооружения. Что касается самого Мансура хазрата, то во вторник в телефонном разговоре с «БИЗНЕС Online» он сказал, что прямо сейчас проводит текущее совещание в мечети и ничего не знает о грядущих изменениях в своей судьбе, однако источники газеты сообщают, что известный религиозный деятель уже ознакомлен с решением. Влиятельным друзьям имам-хатыба, попытавшимся вступиться за Джалялетдина (а в Аль-Марджани по пятницам можно встретить и главу ОАО «Сетевая компания» Ильшата Фардиева, и руководителя нацсовета «Милли шура» Василя Шайхразиева), в высоких кабинетах четко сказали, что обратной дороги нет.
Джалялетдина можно назвать настоящей легендой татарстанской уммы. Недавно он отметил 40-летие религиозного служения, а в 2025 году собирался праздновать вместе с 65-летием также и 30-летие работы имамом в Аль-Марджани
«Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать?»
64-летнего Джалялетдина, уроженца Казани и постоянного участника рейтинга нашей газеты «Топ-100 самых влиятельных мусульман России», можно назвать настоящей живой легендой татарстанской уммы. Недавно он отметил 40-летие религиозного служения, а в 2025 году собирался праздновать вместе с 65-летием также и 30-летие работы имамом в Аль-Марджани.
В начале 1980-х юноша, который в молодости не избежал влияния печально знаменитой казанской улицы, после прохождения срочной службы в рядах Советской армии пришел к Аллаху. Джалялетдин принимает для себя решение глубоко изучать ислам, для этого устраивается в единственную в Казани мечеть Аль-Марджани водителем, а в свободное время берет уроки у таких легендарных имамов, как Ахмадзаки Сафиуллин (первый наставник верховного муфтия России Талгата Таджуддина) и Габделхабир Яруллин (спас в 60-е мечеть от закрытия). Причем Мансур хазрат не только возил аксакалов для проведения обрядов, но и впитывал проповеди и наставления.
С началом перестройки в СССР у парня из казанского поселка Савинка появляется возможность поступить в единственное на весь Союз медресе «Мири Араб» в Бухаре. Затем, уже в 1992-м, хазрат окончил религиозный факультет Стамбульского университета и прошел курсы повышения квалификации в Египте. В том же году имам Сенной мечети Казани Габдулла Галиуллин объявляет о создании ДУМ РТ и, отделившись от духовного управления мусульман европейской части СССР, проводит в Набережных Челнах съезд, где его избирают муфтием Татарстана. А своим первым заместителем он назначает Мансура хазрата, который параллельно служит в мечетях.
Начинал Джалялетдин с настоятеля Голубой мечети, а в 1995 году он переходит в Аль-Марджани, которую начинает ремонтировать, расширять сферу предоставления услуг
Сначала Джалялетдин был назначен настоятелем Голубой мечети Казани и начал с ее реконструкции. В 1995 году переходит в Аль-Марджани, которую также начинает ремонтировать, расширять сферу предоставления услуг, одновременно являясь имам-мухтасибом Казани. Или, говоря простым языком, главным муллой столицы Татарстана.
Именно здесь впервые в России был установлен шатер Рамадана, в дальнейшем опыт проведения коллективного авыз ачу (разговения) стали перенимать в Москве и на Кавказе. Первое в Казани халяль-кафе и магазин мясных изделий появляются также здесь, а предприимчивость имама стала притчей во языцех.
В 2000 году в «бизнес-империи» мечети Аль-Марджани появляется первое в стране вероисповедальное кладбище, где захоронение происходит строго по мусульманской традиции, например, существует запрет фотографий на памятниках, больших помпезных оград. Чуть позже открываются ресторан, гостиница — приход начинает зарабатывать себе на жизнь. Благодаря этому начинает работу Казанский исламский колледж, который стал кузницей религиозных кадров, из него вышли несколько муфтиев российских регионов. Однако позже здание передали Болгарской исламской академии, которая разместила в нем свою казанскую резиденцию.
По мнению многих экспертов, главная заслуга Джалялетдина — созданный на базе комплекса Аль-Марджани прецедент ведения дел по принципу вакфа (в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели; в вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакф не могут быть переданы деньги). Т. е. мечеть не ходит с протянутой рукой по спонсорам, а сама зарабатывает деньги на свою деятельность и, главное, выплату зарплат сотрудникам, а их в штате Аль-Марджани более 120 человек.
«Есть такая история, когда пророк Мухаммед шел в мечеть, а там всегда стоял нищий и просил подаяние, — философствовал Джалялетдин в своем интервью „БИЗНЕС Online“ в 2019 году. — Посланник Аллаха взял и дал ему топор. Нищий удивился: „Ну зачем мне топор?“ Наш пророк ответил: „Иди в лес, набери хворост, продашь его, тебе будут деньги“. Человек так и сделал, потом пошел и понял: если он купит арбу на вырученные деньги, то его доход еще больше будет. Он начал ходить за хворостом с арбой, потом на полученные средства купил ишака, затем — лошадь, далее — новую повозку, нанял людей. Одни в лесу рубили дрова, другие возили сюда, третьи продавали, получилась целая корпорация. Если бы на сегодняшний день мы все пошли по пути, который показал Мухаммед, то все было бы хорошо».
Одновременно не секрет, что у строптивого и самостоятельного Джалялетдина всегда были непростые отношения с муфтиями Татарстана — от Галиуллина до Камиля Самигуллина. Рассказывают, что эти взаимоотношения всегда напоминали качели — от периода нежной дружбы до противостояния.
Естественно, недоброжелателей у Джалялетдина тоже хватало всегда, в том числе и завистников, не зря в кулуарах муфитията его называли «самым богатым имамом Татарстана», «муллой-бизнесменом». Хотя руководство муфтията в целом доверяло Мансуру хазрату, он успел даже побыть в течение двух лет заместителем Самигуллина по работе с мухтасибами, в 2019 году с этой должности его отправляют в отставку.
«Я, видя нищего имама, в такой ислам не пойду, с ним не пойду, — говорил Джалялетдин в том же интервью пятилетней давности. — Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать? Что он нам может говорить, с какими нравоучениями выступать, если сам ничего в жизни не достиг?»
Возможно, логичным было бы назначение имам-хатыбом самого Камиля хазрата, который возглавляет также медресе «Мухаммадия» и параллельно служит имам-хатыбом Голубой мечети. В этом есть даже и некий символизм, преемственность поколений
Что же ждет Джалялетдина и кто его заменит в Аль-Марджани?
Что же ждет Джалялетдина и кто его заменит в Аль-Марджани? По информации источников газеты, ответа на этот вопрос пока нет. Слишком стремительно все произошло, и в ДУМ РТ были не готовы к такому повороту событий. Однако собеседники «БИЗНЕС Online» говорят, что «добивать» Мансура хазрата не хотят, есть принципиальное решение — назначить его на почетную должность в муфтияте. Например, в качестве заместителя Самигуллина, он уже бывал в этой роли, или «главного аксакала», рассказывают знакомые с ситуацией источники.
Между тем преемника имам-хатыба ждет непростая задача, например найти расположение тех же 120 сотрудников мечети, для которых Джалялетдин больше чем просто руководитель, настоящий хуҗа. Кроме того, бизнес-объекты, связанные с Аль-Марджани, записаны лично на Мансура хазрата и членов его семьи.
В этой связи, возможно, логичным было бы назначение имам-хатыбом самого муфтия Татарстана, напомним, что Камиль хазрат возглавляет также казанское мусульманское медресе «Мухаммадия» и параллельно служит имам-хатыбом Голубой мечети. Там он проводит итикаф, т. е. благочестивое уединение в последние 10 дней священного месяца Рамадан. В этом есть и некий символизм, преемственность поколений: ведь сам Мансур хазрат до того, как встать у руля Аль-Марджани, трудился в Голубой мечети.
Понятно лишь одно: скорее всего, Джалялетдин, отдавший 40 лет своей жизни мечети Аль-Марджани, из них 29 в качестве ее руководителя, больше сюда не вернется.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 222
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.