В последнее время все чаще речь заходит не только о том, где бы проложить новую вылетную магистраль, но и о сохранении старого — того, что составляет образ городов не одно десятилетие В последнее время все чаще речь заходит не только о том, где бы проложить новую вылетную магистраль, но и о сохранении старого — того, что составляет образ городов не одно десятилетие Фото: «БИЗНЕС Online»

«В 90-х, когда Советский Союз распался, монументальное искусство начало ассоциироваться с чем-то старым и ненужным»

Дороги, школы, детсады, новые ЖК — вот то, что обычно вбирает в себя градостроительная повестка любого города. Нужно построить новое — и тогда город будет жить и развиваться. Но в последнее время все чаще речь заходит не только о том, где бы проложить новую вылетную магистраль, но и о сохранении старого — того, что составляет образ городов не одно десятилетие. И дело касается не только привычных всем объектов культурного наследия вроде дома Ушковой. Беспокоят градозащитников и мозаики, витражи, сграффито — одним словом, то искусство, которое сегодня либо красуется на фасадах, либо спрятано где-то в интерьерах.

И тут проблема: как оказалось, сохранить такое искусство чрезвычайно сложно. Если вдруг собственник захочет сделать ремонт, утеплить фасад, обновить внутреннюю отделку, никто ему не запретит замазать монумент слоем краски или вовсе уничтожить его. Примеров по стране масса. Соответствующий вопрос в числе других обсуждали на «Диалогах» на минувшей неделе. В сессии участвовала помощник раиса РТ Олеся Балтусова, а вел дискуссию председатель татарстанского ВООПИиК Степан Новиков.

Главный нерв дискуссии обозначила Балтусова: желание сохранять есть, но большинство объектов монументалистики находится в некоем пограничном поле Главный нерв дискуссии обозначила Балтусова: желание сохранять есть, но большинство объектов монументалистики находится в некоем пограничном поле Фото: «БИЗНЕС Online»

«В 90-х, когда Советский Союз распался, монументальное искусство начало ассоциироваться с чем-то старым и ненужным. В некоторых случаях оно просто уничтожалось. На какой-то период оно было забыто. Но сегодня эта тенденция меняется», — открыл обсуждение Новиков.

Главный нерв дискуссии обозначила Балтусова: желание сохранять есть, но большинство объектов монументалистики находится в некоем пограничном поле. Это и не памятники архитектуры, и не объекты музейного фонда. Поэтому в большинстве регионов происходит утрата когда-то забытого советского модерна.


«Это не только в Казани стало проблемой, — обращалась к залу помощник раиса. — Но есть регионы, которые решили это простейшим (хотя, с другой стороны, сложнейшим) путем: начали вносить эти сграффито, мозаику в реестры культурного наследия. Но это определенно усложняет жизнь собственнику, потому что ведет к удорожанию ремонта. Он получает объект с обременением».

В этом и заключается главная дилемма. Бороться за работы известных в стране монументалистов — дело праведное и вроде даже необходимое. Но большинство советских зданий уже молят о ремонте. И желательно не дорогостоящем. В результате имеем менее 1% объектов монументального наследия под охраной. И это при условии того, что все-таки мы говорим об объектах искусства! Это не просто картинки, призванные в свое время разнообразить череду типовых зданий. Это работы известных художников, которые должны охраняться так же, как и любая картина в галерее.

Поэтому вопрос явно не из легких. Но в Татарстане, кажется, начали активно над этим работать.

В Татарстане впервые признали объекты монументального искусства в качестве ОКН

«В России на сегодня очень много объектов монументального искусства. Точное количество неизвестно, но кто-то говорит, что их от 7 [тысяч] до 15 тысяч. И надо отметить, что даже процента нет объектов, поставленных на учет как ОКН», — продолжала мысль помощника раиса приглашенный юрист, зампредседателя ВООПиК Глафира Ахмадуллина. По ее словам, в Татарстане до недавнего времени и вовсе не было ни одной мозаики или сграффито под охраной. Лед тронулся совсем недавно, в ноябре.

В реестр ОКН, пусть и временно, но внесли пока три объекта монументального искусства. Все они находятся в Казани. «Объекты уже находятся под охранной, пока временной, но статус уже имеется. В скором времени комитет по охране ОКН проведет экспертизу и примет окончательное решение», — поделилась успехами с коллегами Ахмадуллина. Каждую из этих работ казанцы наблюдают уже не одно десятилетие:

  • диптих мозаичных панно на здании пожарной части на улице Кожевенной, 20: «Будни пожарных» и «Геральдика пожарного дела»;
  • мозаика «Посадим сады» на проспекте Ямашева, 1 (ДК химиков);
  • комплекс сграффито на улице Саид-Галеева, 1 (гостиница «Волга»): «Казань — порт пяти морей», «Народы Поволжья».

Об этих предметах стрит-арта советских времен на сессии рассказал краевед, член ВООПиК Вячеслав Кириллин. К примеру, известно, что панно «Посадим сады» на стене ДК химиков открыли только год назад — во время ремонта самого здания. До этого времени оно находилось под толстым слоем отделочной плитки. А работали над ним художники Виктор Федоров и Сергей Бубеннов в 1969 году. Совершенно живое, яркое изображение, которое даже попало на мерч самого Дворца культуры.

Сграффито на стене гостиницы «Волга» создавалось немного раньше, в 1963 году. «Это первая работа в принципе у нас, выполненная таким способом — сграффито. Прорезается узор и создается картина. Раньше, к слову, оно было красное, — пояснял Кириллин. — Вообще, удивительно, что собственник его оставил. „Обшил“ все остальное здание, а его (сграффито прим. ред.) оставил».

Это положительные примеры — панно раскрыли после долгого заточения в плиточном плену, владелец самостоятельно принял решение не закрывать сграффито. Но Казань помнит и другие примеры. «Те, кто живет в Казани, знают и резонансные примеры. У нас недавно на здании КХТИ-КХТИ совершенно бездарно уничтожено сграффито», — напомнила Балтусова.

История довольно известная. Во время ремонта здания КНИТУ-КХТИ на Сибирском тракте было утрачено панно «Химия». Летом университету было выдано предписание о демонтаже теплоизоляции со стен здания университета. Но до сих пор КНИТУ-КХТИ этого не выполнил, а в конце ноября был оштрафован на 10 тыс. рублей. В телеграм-канале «Казанский краевед» указывается, что университет настаивает на невозможности сохранения сграффито из-за угрозы разрушения здания. По мнению представителей вуза, снятие теплоизоляции приведет к обрушению стены. А воссоздание панно может обойтись в 30 млн рублей, на что средства из республиканского бюджета не выделяются.

«Это как раз та ситуация, когда собственник [из-за недостаточной нормативной базы] мог сказать, что не знал о ценности этого объекта, по факту его уничтожить и не понести за это никакой ответственности, — прокомментировала ситуацию с юридической точки зрения Ахмадуллина. — Есть, конечно, какой-то небольшой штраф, но он не такой существенный по сравнению с затратами на воссоздание».

Дело находится в суде, мы не опускаем руки. Когда подавали проект на согласование, указывалось, что это сграффито надо сохранить. Но «сохранить» почему-то поняли как «воссоздать».
Жанна Белицкая Замначальника управления архитектуры и градостроительства Казани
Жанна Белицкая замначальника управления архитектуры и градостроительства Казани

Присутствующая на встрече представитель управления архитектуры Казани отметила, что ведомство занимается соответствующим вопросом. Сейчас ищут пути, как можно восстановить сграффито.

«Мы со своей стороны всегда настаиваем на том, чтобы собственники сохраняли эти объекты. Так было и с КНИТУ, и с ДК химиков. Конечно, не будем скрывать, что проще все это закрыть и нарисовать что-нибудь новенькое», — говорила замначальника управления архитектуры и градостроительства Казани Жанна Белицкая.

Эксперты уверены, что сегодня надо полностью пересматривать, создавать законодательную базу Эксперты уверены, что сегодня надо полностью пересматривать, создавать законодательную базу Фото: «БИЗНЕС Online»

А как поступают в других регионах

По словам Балтусовой, сегодня ведется работа так называемой инвентаризации всех объектов монументального искусства в Татарстане. Их нужно посчитать и разложить по категориям для того, чтобы было понимание, как поступить дальше. Но пока можно присмотреться к опыту других регионов.

«В некоторых регионах и вовсе приходит отказ в постановке на учет, потому что объект монументального искусства не является объектом недвижимости, — рассказывала примеры Ахмадуллина. — Но видим, что во многих регионах все-таки есть такая практика: объекты ставят [отдельно от здания]». И это очень важное уточнение. К примеру, признали объектом культурного наследия только мозаику «Посадим сады», а не ДК химиков целиком.

По логике в этом случае такие предметы искусства можно даже переместить на другое место, если это, конечно, возможно. Так поступили в Крыму, в городе Евпатории. В санатории «Алмазный», который перешел в свое время в частные руки, владелец разрешил демонтировать мозаику. Здания санатория он, как известно, будет сносить. «Сейчас обсуждают, куда панно можно перенести. Один из вариантов — здание школы там же, в Евпатории».

Но это, признают эксперты, довольно спорных процесс. Ведь многие объекты монументального искусства создавались с определенной целью, идеей. Часто они были напрямую связаны с теми зданиями, где размещались. Невозможно поместить мозаику «Будни пожарных» на школу или университет. Оно может найти свое место только на стене пожарной части — это логично.

Кроме того, эксперты уверены, что сегодня надо полностью пересматривать, создавать законодательную базу. Сейчас остается туманным ответ на вопрос, должен ли собственник сохранять все эти панно, сграффито и прочие объекты. Поэтому дискуссия на «Диалогах» лишь попытка обозначить начало пути в этом процессе.