Ключевая проблема в споре банков с маркетплейсами заключается не в самих скидочных механиках, а в отсутствии равных условий конкуренции. Об этом в беседе с «Ведомостями» заявил председатель правления Сбера Герман Греф. По его словам, чтобы уравнять конкуренцию между банками и маркетплейсами в России, необходимо ввести для последних те же налоги, что платят и офлайн-магазины.
Герман Греф
В середине ноября глава Сбера уже поднимал вопрос налоговой нагрузки на онлайн-площадки. Тогда он отмечал, что маркетплейсы в 2024 году «недоплатили налоги на сумму около 1,5 триллиона рублей». В банке просчитали эту цифру, сопоставив потенциальные поступления НДС и реальные выплаты продавцов.
Греф также заявлял, что площадки должны доказать свою конкурентоспособность в равных условиях: «Поместить их „в нормальное конкурентное пространство“». По его словам, сегодня маркетплейсы находятся «вне конкуренции, в первую очередь вне налоговой конкуренции».
Эксперты по налоговому праву указывают, что принципиальных различий в налогообложении самих платформ и офлайн-сетей нет — все платят НДС, налог на прибыль и имущественные налоги. Однако существует структурный дисбаланс: маркетплейсы получают доход от комиссий, а налоги с полной стоимости товара распределены между тысячами продавцов, часто работающих на упрощенных налоговых режимах.
Как отмечает Михаил Болдырев из «КСК групп», ключевое преимущество платформ не в экономии на налогах, а в радикальном снижении транзакционных издержек. «Вытеснение части традиционной розницы платформенной моделью — это скорее экономическая эволюция», — считает эксперт.
Накануне крупные офлайн-ретейлеры России, включая «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS и Hoff, обратились к правительству с требованием ввести ограничения для маркетплейсов. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину сети поддержали позицию крупных банков и предложили ряд мер по регулированию онлайн-платформ.
Напомним, в прошлом месяце глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что стоимость товаров на маркетплейсах не должна меняться при использовании разных платежных инструментов. Она аргументировала свою позицию тем, что манипуляции с ценами затрудняют отслеживание возможных злоупотреблений. Также Набиуллина говорила, что скидки, которые платформы дают при оплате покупок картами их банков, «не совсем справедливая конкуренция». Позднее глава регулятора предложила запретить онлайн-платформам продавать свои банковские продукты на собственных же площадках.
После этого главы Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-Банка и Совкомбанка направили председателю Госдумы Вячеславу Володину предложение запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков. Тогда говорилось, что такую практику кредитные организации считают недобросовестной и выступают за то, чтобы цена была одинаковой вне зависимости от того, картой какого банка проводится оплата купленных товаров.
Маркетплейсы Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» обвинили банки в двойных стандартах, подчеркнув, что сами кредитные организации годами поощряют использование своих карт и сервисов кешбэками и бонусами. Ассоциация российских банков, представляющая интересы более мелких игроков, также выступила против предложения крупных кредиторов, заявив о риске «монополизации».
в Telegram
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.