Минэкономразвития России предложило исключить правило «молчаливого согласия» продавца на изменение цены на маркетплейсе. Об этом говорится в доработанной версии законопроекта, которая есть в распоряжении «Ведомостей».

Фото: «БИЗНЕС Online»

В министерстве считают, что согласие не может выражаться в форме «молчания или бездействия». Любые изменения в стоимости платформа должна обсудить с продавцом. Под регулирование попадают площадки, которые размещают товары, оказывают услуги, заключают сделки и проводят оплату за поставку товара.

Как считает руководитель центра организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Антонина Левашенко, запрет защищает предпринимателей от злоупотреблений со стороны маркетплейсов и агрегаторов. «Например, Wildberries злоупотреблял такой практикой: в случае отказа продавца снижать цену на товар маркетплейс повышал размер комиссии в соответствии с офертой», — говорит Левашенко.

По данным газеты, соответствующий документ отправили в правительство 16 октября. Доработку вели по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко. Согласно обновленной версии, из документа исключили требование о том, что оператор обязательно получает комиссию. Соответствующий пункт фигурировал в его сентябрьской версии. Вместе с тем указывается, что необходимо помечать товары от иностранных партнеров. Предполагается, что так они не будут смешиваться с карточками товаров и услуг от российских производителей и исполнителей.

Также в обновленном документе убрали пункт о пересмотре договоров с партнерами-исполнителями не чаще, чем раз в три месяца. В нем же нет указания, что платформа должна организовать систему досудебного рассмотрения жалоб. Вместе с тем операторы цифровых платформ будут обязаны направлять в уполномоченные кабмином ведомства «отчеты о функционировании посреднической цифровой платформы». Содержание отчета, его форму и сроки предоставления устанавливает правительство.

При этом под исключение попала статья об использовании алгоритмических технологических систем. Прежде операторам цифровых платформ необходимо было раскрывать основные параметры, которые алгоритмы принимают во внимание при принятии решений.

Напомним, в марте РБК писал, что в Госдуму внесли новый законопроект о регулировании маркетплейсов. Согласно нему, площадкам запрещено требовать с покупателя компенсацию за возврат товара, а крупным площадкам — проводить акции без согласия партнеров и брать более 10% за услуги. Предполагалась, что законопроект вступит в силу 1 марта 2025 года.