Организаторы из числа администрации сразу дали понять, что впереди — правки на основе обратной связи граждан. На повестке дня была лишь презентация проекта Организаторы из числа администрации сразу дали понять, что впереди — правки на основе обратной связи граждан. На повестке дня была лишь презентация проекта Фото: Олег Спиридонов

Тукаевскому району презентовали проект КПО

На публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки (ПЗЗ) сельских поселений с учетом нового комплекса по переработке отходов (КПО) в Тукаевском районе люди подтягивались неохотно. Актовый зал Дворца культуры совхоза «Татарстан» даже к началу мероприятия заполнился лишь на четверть — пришли не более 30 человек.

Вероятно, сказался, во-первых, консервативный подход к информированию: о слушаниях уведомляли лишь в местной газете и на досках с объявлениями. Во-вторых, «география»: в ДК звали лишь жителей Князевского сельского поселения, на землях которого «мегасвалка» и вырастет. И это несмотря на пятикилометровое соседство с Челнами — там информационной кампании не было. Таков, мол, регламент, заявляли работники администрации. Может, потому приезжих гостей и не наблюдалось.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Перерабатывающий полигон обещают построить в течение двух лет. 1 июня завершились общественные интернет-обсуждения проекта. Комплекс займет 60 га земли в Тукаевском районе, неподалеку от горевшей в 2013 году Тогаевской свалки. Заказчик проекта — ООО «Региональный экологический оператор». Он же в последующим будет заниматься его обслуживанием. Строительство объекта запланировано на 2024–2025 годы, ввод в эксплуатацию намечен на 2025–2026 годы, добавили в компании.

ООО «Региональный общественный оператор» создано в сентябре 2023 года. Учредителем «РЭО» выступает подконтрольное министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ государственное унитарное предприятие «Татлизинг».

Уставный капитал — 30 млн рублей. Генеральный директор — Радик Салахов, работавший ранее заместителем ГБУ «Главинвестстрой» (ГИСУ РТ).

В планах РЭО — создание инфраструктуры обращения с отходами на территории республики. В нее будет входить 6 крупных комплексов переработки отходов: в Тукаевском, Лениногорском, Зеленодольском, Верхнеуслонском, Алексеевском, Пестречинском районах.

Вчерашние слушания не итоговые. Организаторы из числа администрации сразу дали понять, что впереди — правки на основе обратной связи граждан. На повестке дня была лишь презентация проекта.

О чем же рассказали гости Тукаевского района? Начали с экологии. Так, КПО окружен санитарной зоной. Например, до поселка Сосновый Бор — кажущиеся внушительными 2 километра. До водоохранной зоны — 50 м, что соответствует требованиям законодательства. Более того, докладчики не раз отмечали, что контроль ведется на федеральном уровне на всем пути — от строительства до запуска. Любое нарушение — и объект прикроют, отмечал заместитель гендиректора по строительству Регионального экологического оператора (РЭО) Алмаз Зиятдинов.

Кроме того, Зиятдинов, отбиваясь от вопросов жителей, дал понять: используемое понятие «свалка» для КПО некорректно. Объект — это не стихийное место под отходы, а спецпроект под конкретные цели.

Мусорный комплекс будет перерабатывать 100% входящего потока ТКО, утилизировать не менее 15% вторсырья и 35% органических остатков Мусорный комплекс будет перерабатывать 100% входящего потока ТКО, утилизировать не менее 15% вторсырья и 35% органических остатков Фото: «БИЗНЕС Online»

Что собой представляет КПО

Докладчик также рассказал, что собой представляет проект в целом. Мусоросортировочный комплекс способен обрабатывать 250 тыс. т отходов ежегодно, отправив на компост 120 тыс. тонн. Полигон захоронения «переваривает» 300 тыс. т отходов ежегодно. Мусорный поток на Тукаевский КПО будет поступать ежедневно: он сможет переваливать до 102 мусоровозов в сутки. Отходы повезут из 11 районов республики, в основном — челнинской агломерации. К слову, он также создаст 413 рабочих мест.

Мусорный комплекс будет перерабатывать 100% входящего потока ТКО, утилизировать не менее 15% вторсырья и 35% органических остатков. Захоронению же будет подвергаться не более 50% от входящего потока ТКО. В расчете на сортировку и переработку проект нового КПО и подразумевает эксплуатацию полигона в течение 25 лет. На фоне трех-четырех лет работы второй карты полигона «Восточный» в Казани площадью 8 га заявленный срок кажется просто баснословным.

От мусоросжигания в «РЭО» отказались. Такой вариант тоже рассмотрен в документации, вынесенной на общественное обсуждение. Среди причин отказа от этого способа обращения с отходами — захоронение большого количества токсичной золы и дороговизна.

«Мы вам не дадим здесь строить. Будем спать в палатках!»: как обсуждали мегасвалку в Ленино-Кокушкино

Будущая «мегасвалка» будет принимать твердые коммунальные отходы (ТКО), а также строительные и промышленные отходы III, IV, V классов опасности. Комплекс включает в себя несколько зон:

  • сортировка;
  • складирование вторсырья;
  • компостирование органики;
  • захоронение «хвостов» на четырех картах полигона площадью около 40 гектаров.

Обработка начинается с разрывания пакетов и дальнейшей отправки мусора на сепараторы, где происходит деление отходов по фракциям. Органика идет на участок компостирования, оставшийся поток — на оптический сепаратор. Здесь идет выделение всей пластической массы в виде полиэтилена, пластика, алюминиевой банки. Также проходит магнитная сепарация: отделяется металл. Полимерная фракция идет на дополнительную сепарацию, где происходит деление на летучую и нелетучую части.

Жители Тукаевского района не первый год страдают от выбросов и вони от «Камского бекона», и еще одного «мусорного соседа» они явно не ждут Жители Тукаевского района не первый год страдают от выбросов и вони от «Камского Бекона», и еще одного «мусорного соседа» они явно не ждут Фото: «БИЗНЕС Online»

«Органическая фракция в размере порядка 35 процентов подходящего потока направляется в цех компостирования. Цех компостирования представляет собой закрытое здание, внутри которого располагаются бетонные ванны, в которых сырье компостируют в течение 21 дня. Периодически приходит ворошение, то есть перемешивание, проходит весь биологический процесс, по результатам которого выходит стабилизированный технический грунт, который может быть использован как для рекультивации полигонов, так и для обустройства рабочих дорог. Остатки сортировки в виде неперерабатываемой фракции идут на захоронение с последующей пересыпкой», — отмечал спикер.

Запах наружу не выходит: предусмотрен биологический фильтр в виде железобетонной емкости, который засыпается опилками и поливается химическим составом. Срок службы — пять лет, после чего засыпка меняется. В случае отключения электричества приемное отделение обеспечит прием мусора в течение трех дней. Что касается жидкостей: в том же приемном отделении предусматривается система дренажных каналов с отводом в накопительные емкости, отводом ассенизаторов, труб и фильтрами для последующей очистки. На территории самого объекта есть ливневая канализация, по которой жидкости отправляются на очистные сооружения.

Зиятдинов добавил, что проект относительно уникален как для Татарстана, так и для страны, по крайней мере в текущей компоновке. Похожие объекты работают в Подмосковье, Пскове и Дагестане. Технология в целом обкатана.

Вопросы сыпались как из рога изобилия. Присутствующие неравнодушные закономерно интересовались, как же соседство с КПО скажется на жизни района? Вопросы сыпались как из рога изобилия. Присутствующие неравнодушные закономерно интересовались, как же соседство с КПО скажется на жизни района Фото: Олег Спиридонов

«Столько земли, но выбрали Князевское сельское поселение!»

Публика встретила проект скептически. Жители Тукаевского района не первый год страдают от выбросов и вони от «Камского Бекона», и еще одного «мусорного соседа» они явно не ждут. Например, одна из жительниц совхоза поведала, что большинство работников мясокомбината страдают от болезней легких. Да и у нее в крови недавно обнаружили тяжелые металлы, а впереди, мол, маячит билет в онкологию, жаловалась она.

«Тукаевский район такой маленький, что ли? Нам хватает „Камского Бекона“, — сокрушалась одна из жительниц. — Новый глава (Камиль Назмиев — прим. ред.) — эколог. Ну как он это допустил? Почему в сторону Шильны не делаете? Потому что там „крутые“ живут. Столько земли, но выбрали Князевское сельское поселение!»

Вопросы сыпались как из рога изобилия. Присутствующие неравнодушные закономерно интересовались, как же соседство с КПО скажется на жизни района.

«Как люди будут питаться в кафе? Люди с дороги едут остановиться поесть, как они должны возле этой помойки питаться? Там такая большая организация. И сервис уже налажен, и заправки, и столовые, и спальные помещения. Как они будут дышать этим?» — спрашивал один из жителей района. Кто-то поинтересовался: что же будет с пчелами? Район и так страдает от их гибели, а что потом… Ответа у чиновников и представителя РЭО не нашлось, да и как можно на это ответить, если все вроде будет соответствовать нормативам?

Айрат Хабибуллин постарался потушить народные волнения, апеллируя к законности проекта — его одобрили на самом высоком уровне Айрат Хабибуллин постарался потушить народные волнения, апеллируя к законности проекта — его одобрили на самом высоком уровне Фото: Олег Спиридонов

Другой вопрос — откуда брать рабочих. В «тукаевске» и без того нехватка кадров из-за мощных промышленных кластеров вокруг. Люди боятся, что сюда завезут мигрантов, поселят по соседству с ними. После многочисленных скандалов с «иностранными специалистами» в Нижнекамске жители настороже. «Может, прямо возле школы и сделаем этот перерабатывающий завод, вот и вопрос с вакансиями закроем», — иронизировал зал.

В целом негодование людей адресовалось к бездействию администрации: почему власти допустили появление КПО, когда другие районы от этого, мол, отказались? Damage control пришелся на плечи первого заместителя руководителя исполнительного комитета Айрата Хабибуллина. Чиновник постарался потушить народные волнения, апеллируя к законности проекта — его одобрили на самом высоком уровне. Более того, участок в скором времени перейдет под юрисдикцию республики в лице минстроя РТ.

«Мы все замечания и предложения учтем. Проектный институт рассмотрит ваши вопросы по экологии. По поводу запаха — вам объяснили, что его не будет. Новая технология…» — в этот момент зал взорвался в хохоте — очевидно, присутствующие не поверили заверениям Айрата Рафаковича. Но чиновник не сдавался.

Этот проект прошел инвестсовет, он защищался республике, получил одобрение профильных министерств — все соответствует экологическим параметрам. Он согласован, отобран раисом республики.
Айрат Хабибуллин Замруководителя исполкома Тукаевского района РТ
Айрат Хабибуллин замруководителя исполкома Тукаевского района РТ

В общем, население выступление спикеров не переубедило. Собравшиеся хотели коллективно проголосовать против, но им оперативно сообщили — голосование регламентом не предусмотрено. И оставалось негодующим лишь с недовольными вздохами покидать Дворец культуры с осознанием, что спорной «мегасвалке» все-таки быть.

Собравшиеся собирались коллективно проголосовать против, но им оперативно сообщили — голосование регламентом не предусмотрено Собравшиеся хотели коллективно проголосовать против, но им оперативно сообщили — голосование регламентом не предусмотрено Фото: Олег Спиридонов

Старые свалки исчерпали себя

Необходимость создания комплекса переработки отходов в Тукаевском районе в минстрое РТ объясняют тем, что вместимость действующих полигонов заканчивается. И нужны новые мощности для обработки, размещения, утилизации твердых коммунальных отходов.

Сегодня региональный оператор восточной части Татарстана «Гринта» везет отходы Тукаевского района и Набережных Челнов на полигон «Поволжской экологической компании». Он тоже расположен вблизи села Новые Сарайлы, но его площадь — всего 13 гектаров. В 2022 году управляющий ПЭК Рудель Сафаров заявил, что заполняемость свалки достигла 90%. Полигон начал принимать отходы Челнов в 2013 году, придя на смену Тогаевской свалке.

Напомним, в 2013-м на Тогаевской свалке произошел крупный пожар, на котором погиб один человек. И это был не первый случай с возгоранием. В итоге скандальный полигон закрыли, позднее свалку рекультивировали.

Именно тогда перед местными властями в полный рост встал вопрос: что делать? Не построить ли в Челнах межмуниципальный полигон, чтобы везти на него отходы прилегающих районов, включая Нижнекамск и Елабугу?

Так появился проект «Поволжской экологической компании» и КАМАЗа стоимостью более 2 млрд рублей. Его целью было создание в автограде «мусорного ядра», концентрирующего потоки 11 районов РТ — от Мамадышского до Актанышского и от Алькеевского до Сармановского, включая и Челны. На данной территории проживают почти 1,2 млн человек, 82% населения — жители городов. Тогда предполагалось строительство полигона площадью в 10 га — в 6 раз меньше, чем сейчас.

Pro et contra этого проекта взвесили в Госсовете Татарстана при участии раиса РТ Рустама Минниханова в марте 2013 года. Месяц спустя эти планы вызвали публичный взрыв негодования. Полторы сотни рассерженных челнинцев устроили разнос чиновникам, прибывшим на заседание Общественной палаты РТ. «Шайхразиев, почему ты молчишь? Хочешь стать мэром „мусорной“ столицы?» — негодовала публика, обращаясь к главе автограда (ныне Василь Шайхразиев — вице-премьер правительства РТ, председатель нацсовета «Милли шура» всемирного конгресса татар). В общем, в мае 2013 года Шайхразиев отказался от идеи. И отходы автограда поехали в Новые Сарайлы, куда их возят до сих пор.

Затем идея концентрации мусорного бизнеса «переехала» в Елабугу. Там ее взялся лоббировать занимавший тогда пост мэра Геннадий Емельянов (ныне сенатор Совета Федерации), возглавивший коалицию глав местных районов. А инвестором намеревалась стать «Мехуборка» Ролана Шамсутдинова совместно с брокерской группой «Алор».

Проект «мегасвалки» в 2015 году оценивался в 2,4 млрд рублей. Елабужский район планировал выделить под это дело 30 га земли, из которых под полигон ушло бы 25 гектаров. На выходе комплекс должен был выдавать вторсырье и биокомпост, пригодный под озеленение и рекультивацию земель, а также RDF-топливо (брикеты из горючих отходов вроде пластика). Елабужский полигон внесли в территориальную схему обращения с отходами, и он, таким образом, получил статус одобренного проекта.

Но идею торпедировали. Тему ужасной «мегасвалки», от которой открестились все, кроме елабужских властей, оседлал депутат Госсовета, известный предприниматель Леонид Барышев. Емельянов был вынужден отвечать. «Этот межмуниципальный полигон мне лично не нужен. Почему-то говорят, что это бизнес Емельянова, но это не бизнес Емельянова!» — категорично заявил градоначальник. В конце концов «елабужские ходоки» добрались до Госсовета РТ, где в закрытом режиме предъявили властям все, что думают по поводу «мегасвалки».

В 4 раза больше Самосыровской: Татарстан построит новую мегасвалку под Казанью

И вот теперь ситуация, пройдя круг, вернулась в Тукаевский район: комплекс переработки мусора утвержден территориальной схемой обращения с отходами республики.